Из истории Лиепаи: кто и где лечил горожан

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Первая больница в Либаве открылась 190 лет назад. Одним из ее руководителей был городской врач Карл Ульрих Волберг. В его обязанности входило лечение и городской бедноты, и пациентов больницы. Жалованье его составляло сто талеров в год.

Об этом писал в своей книге «Курземские врачи», изданной в 1929 году, доктор медицины Изидорус Бреннсон. Но должность городского врача в Либаве была учреждена прежде, чем открылась первая больница. А первым городским врачом со специальным медицинским образованием стал Готлиб Вильгельм Гоурбанд (его пра-пра-пра... внучка, лиепайская художница и фотограф Ирина Тире рассказывала Rus.Lsm.lv о своем предке).

Либава в те времена была небольшим городом. В 1830-м, когда заработала первая больница, население составляло шесть тысяч человек. В 1835 году городская управа выделила на содержание больницы, жалованье врачам и приобретение лекарств 1330 серебряных рублей и 69 копеек. Годом позже — 1672 серебряных рубля и 39,5 копеек.

Гражданский губернатор Курляндии в то время издал инструкцию о содержании окружных лазаретов в Курляндской губернии. В лазаретах могли лечиться не только служивые люди, но и недужные штатские. Правда, они должны были оплатить наперед месяц своего содержания в «стационаре» — 22 рубля 50 копеек. Всех поступивших на лечение сразу же мыли в ванной и выдавали больничное постельное белье и одежду (в том числе и три ночных колпака). На белье, которое выдавалось страдающим чесоткой и дурными (то бишь венерическими) болезнями, ставился красный штамп, на прочее — черный.

Русский писатель и публицист Николай Лесков в 1869 году приводил Либаву в пример другим городам империи: мол, в маленьком городе, где всего 9900 человек населения, 19 образовательных учреждений! «Заметьте при том, что этот же крошечный городишка, кроме упомянутых образовательных заведений, имеет еще сиротский дом, приюты для мальчиков и девочек, кассу для вдов пасторов, похоронную кассу, дом призрения вдов и сирот, страховое от огня общество, сберегательную кассу, городской банк и городскую больницу».

И не казенной больницей единой: в городе работали и частнопрактикующие врачи. В 1874-м их было восемь, лекарства приготовляли три аптеки. В 1883 году действовало уже 11 частных врачебных практик, и еще три стоматологических. После прокладки в 1871-1876 гг. Либаво-Роменской железной дороги население города стало бурно расти: в 1881 году здесь проживали почти 30 тысяч человек. Соответственно, увеличивались и суммы, которые городская управа ассигновала лечебнице: в 1880-м на больничные нужды она отпустила 9331 серебряный рубль и 3 копейки. Были и другие расходы: например, в 1885 году управа заплатила 145 рублей для проведения в больницу телефонной линии.

За 1884 год в Либавской больнице лечился 601 человек, на их пропитание ушло 14003 порции еды. Город рос, жителей становилось больше, всё острей была нужда в новой больнице.

В 1885 году на заседании городской управы постановили: наконец-то, спустя два года после принятого решения построить новую больницу. Земельный участок для нее приобрели в Приморском парке, затраты на возведение лечебницы должны были составить 69780 рублей.

Проект больницы разработал вездесущий Паул Макс Берчи. Первые корпуса открылись в 1886 году, строительство последних завершилось уже в начале XX века. Имант Ланцманис в своей книге Bertschy сожалеет, что в архиве архитектора не сохранились 45 строительных планов больницы (их Берчи передал городу). Ланцманис отмечает: Берчи использовал дюнную зону, чтобы среди деревьев и кустов свободно расположить корпуса больницы, часть из них соединяется с центральным зданием галереями. В те времена в Европе больница, выстроенная как комплекс отдельных зданий, была в новинку и отражала взгляды «школы гигиенистов», которые считали, что свежий воздух, тишина, изоляция от других больных и их бацилл — предпосылки для успешного выздоровления.

В 1922 году городские власти разбили в больничном парке клумбы и построили фонтан, для уборки парка привлекались безработные. В те годы пациенты, лечившиеся амбулаторно, покупали лекарства в больничной аптеке со скидкой в 15%, а школьники и обитатели богаделен получали бесплатно.

В старых газетах можно найти немало упоминаний о Лиепайской больнице. Весной 1923 года газета «Сегодня» писала о ревизии в Лиепайской городской управе. Наряду с долгами и невзысканными налогами (а суммы фигурируют со многими нулями) упоминается и недостача: 190 одеял и 589 простыней. Осенью того же года «Сегодня» сообщала, что городская управа «просит у правительства субсидию, так как городу не по силам платить дефицит больницы». Еще месяц спустя «Сегодня» рассказывала о принятом на заседании Лиепайской думы городском бюджете в размере 92 млн. рублей, что на 30 млн. больше, чем годом ранее. Объясняется это большими расходами на содержание больницы, школ, библиотек и социальное призрение.

В апреле 1925 года «Сегодня» писала о переполохе в Лиепайской городской больнице: исчез радий стоимостью в миллион рублей! Дело было так — некоей больной лечили опасную болезнь радием, введенным в ее кишечник. Настало время его доставать — а радия нет. Возникло было подозрение, что редкий и опасный металл похищен, однако милосердная сестра, все время бывшая рядом с больной, утверждала, что кражи произойти никак не могло. В итоге больной сделали рентгеновский снимок, обнаружили на нем искомый радий и извлекли для дальнейшего использования.

В июле того же года «Сегодня» публикует заметку в пару строк: «Летчик обер-лейтенант Цукурс, построивший аэроплан «Аусеклитис», помещен в либавскую больницу. У него серьезное заражение крови в ноге».

Много позже и построенная Паулом Максом Берчи больница стала мала, все лечебные учреждения города постепенно переместились в нынешнюю Лиепайскую региональную больницу. В том числе и детская больница, здание которой тоже когда-то построил Берчи для нужд городского приюта для мальчиков.

В 2005-м старая больница стала Приморской — Piejūras slimnīca объединила онкологическую и психоневрологическую клиники. В конце 2019 года онкологическая клиника была ликвидирована.

  • Rus.Lsm.lv благодарит за помощь и информационную поддержку районного архитектора Лиепайской Строительной управы Гунту Шнипке, инспектора по охране памятников Лиепайской Стройуправы Илзе Бернате и главного хранителя фондов Лиепайского музея Риту Круминю. Особая благодарность — Лиепайскому музею за архивные материалы.
Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное