Из истории Курземе: Казданга, дворец баронов фон Мантейфелей

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Старинному роду Цеге фон Мантейфелей принадлежали обширные земли в Курляндии, а дворец в Казданге — одно из самых красивых зданий в стиле классицизма в Курземе. Вокруг поместья раскинулся великолепной красоты Казданский парк, один из самых больших поместных парков Латвии.

Первое упоминание рода Цеге фон Мантейфелей встречается в документах в середине XIII века. Латышская википедия упоминает старинную родовую легенду — мол, первые представители рода были воинственными и злыми, за что и заслужили прозвище «люди дьявола», man Düwel. Русская версия вики выдвигает другую версию, согласно которой «Мантейфель» — искаженное просторечное немецкое название птицы сойки, Manduvel. «Цеге» — это один из многочисленных вариантов произношения названия этой пичуги. Но все версии вики, в том числе и немецкая, сходятся на том, что первоначальное имя рода — как раз Цойе, Зойе, Цеге и так далее, а «фон Мантейфель» уже более позднее прибавление.

Но пусть через дебри генеалогического древа этого рода продираются специалисты, с точки зрения обычного человека, тут сам Düwel ногу сломит. В общем, Казданга, о которой сегодня пойдет речь, впервые упоминается в XV веке, принадлежала она Пилтенскому епископу, в 1533 году он и передал эти земли роду Цеге фон Мантейфелей. До 1920 года, то есть до аграрной реформы Первой Латвийской республики, роду Мантейфелей принадлежал десяток курляндских имений общей площадью в 12 671 гектар.

Комплекс поместья Казданги (Katzdangen) — это дворец, Дом Кавалеров, дома управляющего и прислуги, конюшня и амбар. Вокруг на площади в 196 га (по другим данным — 173 га) раскинулся роскошный парк, один из самых больших и дендрологически разнообразных поместных парков Латвии: тут больше двухсот видов деревьев и кустарников, подавляющее большинство для наших мест нетипичны.

В парке много деревянных скульптур. Одна из скульптурных групп — девушка и три козочки, больше похожие на овечек — иллюстрация к старинной легенде о том, как Казданга получила свое латышское имя. Мол, старый барон очень любил объезжать владения, любоваться полями, лугами и рыбными прудами. Как-то раз барон с баронессой приметили на одном из лугов красивую девушку, пасшую белых козочек. Баронесса спросила у красавицы, как ее зовут, и услышала: «Меня зовут Данга и я пасу коз». (Mani sauc Danga, un es ganu kazas). Баронессе девушка очень понравилась, она несколько дней подряд просила барона ехать к тому лугу, где красавица пасла коз, и просила супруга, чтобы Дангу позвали работать в замок. Тот сначала отказывал, но уступил просьбам, и Данга долгие годы проработала служанкой во дворце. Баронесса к своей протеже относилась с большой любовью, и каждый раз, завидев Дангу, говорила: «Смотри, козья Данга (kazu Danga) идет!». Так имя девушки Данги и ее козочек стало названием здешних мест. Вопрос, знала ли баронесса-немка латышский язык, оставим за скобками. Другая легенда гласит, что козочка была замурована в стены при строительстве дворца.

Перед дворцом стоит памятник писателю и журналисту Юрису Матерсу (1845-1885), одному из активных участников Первого пробуждения. Памятник работы скульптора Теодора Залькалнса установлен в 1935 году.

Сейчас во дворце находится музей Казданги, и экскурсию по нему для автора Rus.Lsm.lv провела его руководитель Илзе Холштрома. (Тут надо оговориться, что к этому моменту аккумулятор фотоаппарата, утомленный предыдущими съемками того дня, решил объявить забастовку, так что многое осталось за кадром. Впрочем, это повод увидеть все своими глазами).

Дворец строился в 1800-1804 гг. архитектором Йоханом Георгом Адамом Берлицем по проекту Джакомо Кварнеги. В проекте и планировке много общего с дворцом в Межотне, и дворец Казданги считается одним из ярчайших примеров классицизма в Курземе.

Экскурсию Илзе Холштрома начала с огромного круглого гостевого зала. Сейчас он пустой, только росписи на потолке остались, но так было не всегда. «По описаниям, куполовидные потолки этого зала опирались на 16 колонн коринфского ордера, стены были из белого мрамора, стояли скульптуры и скамейки под красным дамасским шелком. Акустика здесь особенная. У барона было свое секретное место, откуда он мог слышать разговоры в любом уголке замка. Вот встаньте под люстрой и скажите что-нибудь», — предложила Илзе. Да, акустика впечатляющая — сказанное шепотом звучало так, будто было произнесено в рупор.

Дворец был построен при Карле Готхарде Эрнсте фон Мантейфеле. Отец уполномочил его хозяйничать в имении Казданги, но с условием — дворец должен оставаться собственностью рода. И Карл Готхард Эрнст сделал дворец частью майората, владельцем которого может быть только старший наследник мужского пола, рожденный в законном браке.

В Казданге жили 14 поколений баронов фон Мантейфелей.

На одной из стен — фотографии последних представителей рода. «Вот Карл Вильгельм Георг с женой Эмилией Каролиной фон Ливен, а вот их сын Карл Георг с женой, и наш последний барон Карл Вильгельм фон Мантейфель», — показывает Илзе. На другой стене можно увидеть акварели кисти баронессы Эмилии Каролины фон Ливен — ее кабинет, дворец с разных сторон.

Последний из владельцев Казданги, барон Карл Вильгельм, родился в поместье Гайкю, сейчас это Броценский край, но всё детство провел у бабушки с дедушкой в Казданге. Он любил уединение и чтение, а у родителей всегда было много гостей. Рядом с фотографией — сборник стихов Карла Вильгельма, изданный в 1938 году.

«Наш последний барон Карл Вильгельм участвовал в русско-японской войне. И вот на этой фотографии мы можем видеть, с каким почетом его в октябре 1904 года встречали с этой войны. Было несколько духовых оркестров, фотографы, соорудили множество арок почета в разных местах. Поэтому барон не мог направиться во дворец напрямик, а ехал кругами, чтобы как можно больше людей его могли увидеть и приветствовать», — рассказала Илзе.

В витрине с фотографиями есть и депонированная из Лиепайского музея медаль, эскиз которой сделал знаменитый художник Вильгельм Пурвитис по заказу Карла Вильгельма в честь его благополучного возвращения с русско-японской войны. Барон фон Мантейфель отлил эту медаль в серебре и подарил всем своим землевладельцам.

Тут нужно пояснить. Илзе Холштрома использовала слово vescsaimnieki — это те крестьяне, которые после отмены крепостного права в Курземе (1817-й), выкупили у баронов свои наделы и остались хозяйствовать на них уже на правах собственников. На одной из фотографий все эти землевладельцы запечатлены вместе с бароном. Зажиточные хуторяне уважали своего барона, постоянно приглашали в кумовья и на похороны, рассудить споры...

Илзе Холштрома подчеркнула, что последний из фон Мантейфелей унаследовал от деда с бабушкой и доброе отношение к крестьянам. Основал библиотеку с тысячами книг на немецком и латышском, аптеку (это было в 1901 году, и она находилась не в Казданге, но сейчас в одном из залов музея есть аптечная экспозиция). Еще в одном зале показан крестьянский быт.

Всё это не помешало крестьянам во время революции 1905 года спалить дворец Казданги. И барон фон Мантейфель не успел его заново отстроить. В Первую мировую войну его выслали в Вятку — немец ведь, потенциальный враг! Оттуда он бежал, через Японию и США добрался до Германии, воевал в Железной дивизии. Илзе рассказала, что в 1933 году Карл Вильгельм приезжал в родовое именье, и радовался, что дворец обновлен.

Возле входа во дворец растут маленькие цветочки, это льнянка, она же линария, а если полным титулом — Linaria cymbalaria. Илзе рассказала легенду — мол, когда дворец был построен, барон привез растение из Альпийских гор, чтобы здание было украшено живыми цветами. Но линария капризничала и никак не хотела цвести. И вот в июле 1905 года впервые зацвела, чем очень обрадовала Карла Вильгельма, он всем говорил, что

пока линария будет цвести, бароны Мантейфели будут владельцами этого замка. Не получилось с пророчеством, да...

Илзе Холшторма показала и здание бывшей кладовой, которое барон после того, как дворец сожгли, перестроил под жилье. Но и тут не так много осталось от баронских времен, разве что дубовая лестница и красивейший паркет на втором этаже. Потому что с 1930-го до 2009-го в комплексе Казданского дворца был сельскохозяйственный техникум. Есть в музее и лесная экспозиция — это один из латвийских музеев леса.

Читатели Rus.Lsm.lv наверняка задаются вопросом, почему ни разу не упомянут барон Ганс Цеге фон Мантейфель, один из тех, кто осуществил Апрельский путч 1919 года. Да потому, что он в Казданге и не бывал, во всяком случае, у Илзе Холштромы нет такой информации. Ганс фон Мантейфель погиб в мае 1919 года в боях за Ригу, но похоронен не в Риге, и не в Казданге. Житель Казданги и краевед-любитель Гундар Сисенис рассказал Rus.Lsm.lv, что, по словам писателя Андрея Миглы, могила Ганса фон Мантейфеля находится в Эзере, на границе с Литвой.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное