Что и почему нужно знать о людях, которые вели Латвию к независимости

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

В двух революциях 1917 года, на волне демократии, рождается новое поколение латвийских политиков, которые через неполный год провозглашают независимость Латвии. В царской России возможность участвовать в государственной политической жизни — очень ограничена. Полноценными политиками можно было считать депутатов российского парламента — Государственной думы, но их — ничтожно мало. Все меняется после Февральской революции, когда одна за другой рождаются целый ряд латвийских партий, и тысячи людей становятся их членами, а несколько сотен — активными политиками. Упомянем троих.

Янис Голдманис (1875–1955)

В конце 1917 года Янис Голдманис — популярнейший латвийский политик. Он и Янис Залитис являются единственными представителями латышей в российской Государственной думе IV созыва. Именно Голдманис зарабатывает наибольшую популярность, занимая в начале Первой мировой войны выраженно антигерманскую позицию. Благодаря ему появляются батальоны латышских стрелков, он становится одним из руководителей Латышского центрального комитета по оказанию помощи беженцам и со-основателем Латышского временного национального совета (ЛВНС). Голдманис руководит его важнейшей структурой — Отделом иностранных дел. Он также является единственным гражданским латышским политиком, которого избирают в российское Учредительное собрание. Большую часть времени Голдманис находится в Петрограде, российской столице, современники чествуют его как самого популярного латыша Петрограда. Однако 1917 год становится началом заката политической звезды Голдманиса. Пресса упрекает его в нерешительности и пассивности в дни Февральской революции, но

его самого до глубины души потрясает переход стрелков к большевикам. «Отец стрелков» (так тоже называют Голдманиса) считает это предательством.

Уже в 1918 году Голдманис теряется в тени новых латышских политиков.

Карлис Улманис (1877–1942)

В годы Первой мировой войны Карлис Улманис — молодой, очень образованный (учившийся в том числе и в США) и многообещающий агроном, работающий в латышских организациях, помогающих беженцам, а также в одной из самых популярных среди латышей газет — «Лидумсе» (Lidums, партийная газета Латышского крестьянского союза).

В апреле 1917 года Видземский земской совет выбрает его как компромиссную фигуру на пост вице-комиссара Видземе (утвержден в должности в мае). Он является одним из основателей партии Латышский крестьянский союз. В 1917 году она становится и до переворота 1934 года остается второй по популярности латвийской политической партией. По числу сторонников она в два раза превосходит даже своих главных конкурентов — латвийских социал-демократов.

Однако воспаление легких в послереволюционное время тормозит стремительную политическую карьеру Улманиса. Он выздоравливает только в конце лета.

Звездный час Улманиса приходит в 1918 году, когда он в оккупированной немцами Риге работает в Демократическом блоке (объединяющем латышские политические партии)

и является помощником председателя Латышского комитета помощи (председатель — прогермански настроенный Андрей Красткалнс). Улманис активно трудится как лектор и в конце концов становится одним из важнейших деятелей, сделавших свой вклад в провозглашение независимости Латвии 18 ноября 1918 года, и первым председателем Временного правительства Латвии.

Зигфрид Анна Мейеровиц (1887-1925)

Как Голдманис и Улманис, Мейеровиц — член Латышского крестьянского союза.

Его жизнь и политическая карьера овеяны славой, но одновременно трагичны.

Его мать умирает при родах, и в память мальчик получает ее имя — Анна. Жизнь Мейеровица прерывается преждевременно, почти в зените — он погибает в автокатастрофе в августе 1925 года. Дипломатический талант Мейеровица в первый раз раскрывается именно в 1917 году. Именно тогда он входит в латышскую делегацию, которую принимает председатель российского Временного правительства Александр Керенский; именно тогда он выступает с первой значительной речью на Конгрессе малых народов в Киеве; и именно тогда ЛВНС выбирает его одним из своих представителей за рубежом.

ПРОЕКТ

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года Rus.Lsm.lv будет со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Проект включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в группе в Facebook. Этим «займутся» персонажи, как бы живущие в то время и рассказывающие о нем. Они — виртуальные, но ни в коем случае не «фейки», а, скорее, актеры, играющие в исторической постановке.

До и во время Первой мировой войны Мейеровиц показывает себя способным финансистом, талантливым организатором и прекрасным переговорщиком.

На выборах в российское Учредительное собрание в конце 1917 года в списке кандидатов от Крестьянского союза он занимает второе — за Голдманисом — место.

Летом 1918 года Мейеровицу чудесным образом удается выехать из контролируемого коммунистами Петрограда в Скандинавию, оттуда — в Великобританию, и там 11 ноября 1918 года (за неделю до провозглашения независимости) добиться признания ЛВНС латвийским правительством де факто.

Еще через полгода он в большой мере определяет ход латвийской Войны за независимость, отказываясь сотрудничать с прогерманским правительством Андриевса Ниедры.

Величайшим жизненным достижением Мейеровица является признание независимости Латвии де юре в 1921 году.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное