Самые важные факты
1. Путь от Тбилиси до Елгавы
ПРОЕКТ
Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года Rus.Lsm.lv будет со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Проект включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в группе в Facebook. Этим «займутся» персонажи, как бы живущие в то время и рассказывающие о нем. Они — виртуальные, но ни в коем случае не «фейки», а, скорее, актеры, играющие в исторической постановке.
Родившийся в Тбилиси в 1877 году Павел Бермонт (Бермондт) становится одним из бесчисленных авантюристов, которые в 1917-1920 гг действуют в смятенной революционным духом Центральной и Восточной Европе. Он себя называет полковником, но 1 декабря 1919 года, уже покидая после разгрома своей армии территорию Латвии, повышает себя до генерал-майора. Он до этого наделяет себя и княжеским титулом (Бермонт утверждает, что первым мужем его матери был князь Михаил Антонович Авалов) и начинает называть себя Бермонтом-Аваловым.
В 1918 году Бермонт действует на Украине, его арестовывают и в конце года эвакуируют в Германию, где он в лагере для военнопленных начинает из добровольцев формировать антибольшевистские отряды. Двенадцатого июня 1919 года, во время перерыва в Цесисской битве, Бермонт со своим русским отрядом приходит в Елгаву. Там уже 6 июня, в самом начале Цесисской битвы, создан Штаб западного корпуса. После того, как князь Анатолий Ливен и части под его командованием отбывают на Нарвский фронт, чтобы присоединиться к армии генерала Николая Юденича, Бермонт постепенно выдвигается на роль командира сконцентрированных в Елгаве русских добровольческих сил.
2. Планы Гольца
Реальная власть в Елгаве в это время находится в руках генерала германской армии Рюдигера фон дер Гольца. Корпус Бермонта полностью снабжает Германия, и даже одиозный латышский пастор и недавний глава правительства Андриев Ниедра не питает иллюзий, что самопровозглашенный князь реализует самостоятельную политику. Гольц в своих воспоминаниях открыто пишет, что главная цель развертывания корпуса Бермонта — страховка против возможного отзыва германских сил из Курземе. В этом случае германские солдаты формально могли бы перейти в русский корпус и им не пришлось бы уходить в Германию.
Девятнадцатого июля у Гольца проводит жесткие переговоры не только с главой миссии стран Антанты в Винтапи близ Олайне, но и с подчиненными ему офицерами в Елгаве. Им он заявляет что единственная возможность остаться в Курземе — формально перейти на службу к русским.
В Берлине 22 августа Гольц получает нерадостные новости: у его сил нет никакой надежды добиться благоволения германского правительства. Двадцать четвертого августа германская Железная дивизия под командованием майора Бишофа отказывается выполнять приказ об эвакуации. Гольц в своих воспоминаниях радуется этому шагу, ведь он позволяет тянуть время.
Вечером того же дня
факельное шествие германских и русских солдат превращается в погром ведомств молодой Латвийской Республики. В Елгаве разоружают и арестовывают латышских солдат.
Погромы повторяются 27 августа, а за день до этого миссия Великобритании телеграфирует в Лондон о нападении германских солдат на британское представительство. В последующие дни продолжаются нападения на латышские комендатуры во многих регионах Курземе и Земгале.
В Риге царит уверенность, что в любой момент может начаться наступление германских сил на город.
3. Переговоры 26 августа
В таких обстоятельствах 26 августа 1919 года в Риге проходят переговоры между различными представителями антибольшевистских сил Балтийских стран. Обсуждение в здании Собрания Видземского рыцарства (сегодня — Сейм) ведет британский генерал Фрэнк Марш. Во встрече участвуют премьер-министр Латвии Карлис Улманис, главнокомандующий эстонской армии Йохан Лайдонер, Павел Бермонт, Константин Десино (представитель Северо-Западной добровольческой армии под командованием Юденича), а также делегаты от Литвы и Польши.
Перед собранием генерал Десино передает Бермонту приказ Юденича: с войсками отправляться на Нарвский фронт. Князь в своих воспоминаниях пишет, что распоряжение было отдано в очень жестком тоне. Бермонт не подчиняется приказу Юденича и во время встречи предлагает свой план — идти на Даугавпилс, чтобы дальше наступать в направлении России (одна колонна двинулась бы на Великие Луки, а вторая — на Псков). Конечно, такой план — полностью утопичный и даже вредительский, однако он дал бы Гольцу еще немного времени для затягивания эвакуации и поиска финансовой поддержки для его военных и политических авантюр.
Бермонт не единственный, кто планирует штурм Даугавпилса. На город в августе и сентябре наступают значительные польские силы с мощной артиллерией и даже танками, но они не могут взять хорошо укрепленный город. В распоряжении Бермонта нет необходимых инженерно-технических средств, чтобы пересечь Даугаву и обеспечить дальнейший военный поход в направлении Москвы. С другой стороны,
около 10 тыс хорошо вооруженных русских добровольцев, отправленных на Нарвский фронт, возможно, могли бы позволить Юденичу в октябре 1919 года занять Петроград.
Не зря многие солдаты Северо-Западной армии, а позже — и часть подчиненных самого Бермонта считают самопровозглашенного князя предателем, который, служа германцам, в действительности помог большевикам.
4. Личность Бермонта
Современники оставляют очень противоречивые оценки Бермонта. В основном они негативные. Например, американец Томас Орбисон Бермонта оценивает так: «спесивый, пустой, лукавый и слабый человек.. заносчивый, мелкий мужчина; в известной мере умен и коварен, как змея, с известной дерзостью и бравурным поведением, но сердцем малодушен»*. Глава миссии Великобритании Стивен Талент характеризует его также нелестно: «Он искатель приключений, очевидно страдает манией величия, очень театрален и, кажется, в будущем видит себя возможным российским царем». Однако
Бермонт обладает несомненной харизмой, хорошими манерами, и солдаты его очень любят.
Андриев Ниедра оставляет такое описание Бермонта: «Среднего роста, худощавый, но соразмерно сложен, с темными волосами и глазами, бледноватым лицом южанина, небольшими, торчащими вверх усами. Держался он прямо, солидно, иногда тело будто бы замирало в иконической обездвиженности, особенно когда он чувствовал, что на него обращено много взглядов. Вне дома он носил кавказский удлиненный костюм с газырями на груди, папаху на голове. Говорил Бермонт баритоном... в веселом настроении он также охотно танцевал кавказские горские танцы». Бермонт — один из немногих убежденных монархистов среди военачальников российского антибольшивистского движения. Ниедра пишет, что для Бермонта монархизм «был частью его самого, это была его вера».
Бермонт попадает в несколько скандалов. Услышав язвительное замечание некого караульного, он его арестовывает и приговаривает к смертной казни, но в последний момент милует. На какой-то вечеринке после чрезмерного употребления алкоголя Бермонт одному из офицеров стреляет в ногу.
Самый громкий скандал связан с офицерами контрразведки Бермонта: их арестовали за загадочные убийства близ Елгавы. Офицеры контрразведки задерживали прибывающих в город торговцев, забирали у них деньги — и убивали. Позже распространяются слухи, что Бермонт знает об этих преступлениях и, возможно, даже покрывает деяния своих офицеров.
Почему это важно: грядут новые бои
План Бермонта, мятеж германских сил в Елгаве, атаки на латышские комендатуры и на помещения британской миссии стали предвестниками наступления на Ригу в октябре 1919 года.
* Перевод Rus.lsm.lv