Что и почему нужно знать о «белом терроре» в Риге

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

После освобождения Риги 22 мая 1919 года начинаются масштабные репрессии против активистов и сторонников коммунистического режима. Многих убивают, сколько точно — неизвестно. В разных источниках можно найти очень отличающиеся цифры: от 174 (такое число в 1924 году в показаниях на суде назвал глава Рижской жандармерии Герберт Персий Трукхарт) до 4-5 тыс человек (подсчеты социал-демократов и коммунистов). Массовые смертные приговоры в Риге перестают выносить в начале июня 1919 года после вмешательства представителей стран-союзников (Великобритании, Франции и США).

Самые важные факты

1. Убийство пленных

ПРОЕКТ

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года Rus.Lsm.lv будет со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Проект включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в группе в Facebook. Этим «займутся» персонажи, как бы живущие в то время и рассказывающие о нем. Они — виртуальные, но ни в коем случае не «фейки», а, скорее, актеры, играющие в исторической постановке.

Часто к жертвам «белого террора» причисляют павших в уличных боях в Риге 22 мая 1919 года или захваченных и убитых на подходах к городу солдат, воевавших за правительство латышских большевиков. Их число, хотя точно и неизвестно, вероятно, измеряется сотнями.

Полковник Янис Балодис, тогда — командир Первой латышской отдельной бригады, вспоминает следующий эпизод, с которым ему пришлось столкнуться 22 мая после полудня недалеко от Пиньки.

«Я услышал за рощей выстрелы из револьвера. Мы вместе с Болштейном отправились туда. Издалека увидели, что германцы безжалостно расстреливают взятых пленных. Я бросился туда, махал руками, кричал: «Что вы делаете!». Увидев нас, германцы на миг перестали убивать. На дороге стояло около 10 одетых в форму людей в годах, у многих в руках — револьверы. Они приказали пленным идти через канаву у дороги и стреляли в затылок. Я подбежал к ним и снова закричал: «Вы с ума сошли? Вы что делаете? Поступать так с людьми только потому, что они были в армии противника, недопустимо!». Сказал: «Если вы стрельбу немедленно не прекратите и не пообещаете, что дальнейших расстрелов людей не будет, я дело так не оставлю». В тот момент я не был уверен, что кто-то из командиров не выстрелит в мою сторону. Меня трясло от возмущения, я был готов даже с оружием остановить эти действия. В этот момент от группы германцев отделился какой-то человек, подошел ко мне и встал рядом. Он сказал: «Хорошо, господин полковник, что вы появились. Я уже сказал, что это нас позорит, это нельзя делать, но мне не удалось моих коллег убедить и остановить их действия». Позже оказалось, что это был некий барон Сиверс.

После выступления Сиверса вся группа зашевелилась, одни от досады, что помешали их действиям, вторые — что среди них оказался кто-то, кто осудил их действия. Поговорив между собой, они мне пообещали, что прекратят убивать пленных, но добавили: «Под вашу ответственность, господин полковник». Я ответил: «Да, под мою ответственность». Я еще раз спросил — могу ли полагаться, пришла мысль, что меня только что обманули под предлогом вместе войти в Ригу. Они сказали, что обещание выполнят. Я позже проверил, сдержали ли германцы обещание, и убедился, что из этих пленных ни один больше не был расстрелян».

(Перевод Rus.lsm.lv)

В целом в руки остзейского Ландесвера и германской Железной дивизии попадает около 3 тыс пленных, из которых, возможно, несколько победители убивают. Например, сохранилась снятая американскими представителями кинохроника — расстрел пленных в Елгаве 26 мая 1919 года.

Кадр из фильма Starvation (1920, реж. Ф.Джонсон): расстрел пленных красноармейцев в Елгаве, 26 мая 1...
Кадр из фильма Starvation (1920, реж. Ф.Джонсон): расстрел пленных красноармейцев в Елгаве, 26 мая 1919 года

Однако судьба не всех пленных так печальна. В рижских тюрьмах находится около 2,5 тыс сторонников режима латышских ортодоксальных коммунистов Петра Стучки, и большинство отпускают — под поручительство двух человек. Многие из них позже присоединяются к бригаде Балодиса.

2. Расправа со сторонниками коммунистов

Через несколько дней после завершения уличных боев в Риге тела более 200 павших или убитых красноармейцев, коммунистов и милиционеров собирают и вывозят на Матвеевское кладбище. В окраинных районах Риги трупы долго лежат на улицах, их вымывает на берег Даугавы, их видят в городском канале. Наверняка можно допустить, что большинство из них — павшие в боях, поскольку организованные в спешке подразделения большевиков, несли чрезвычайно тяжелые потери. Однако до момента начала работы военно-полевых судов люди гибнут и без всякого приговора: они становятся жертвы ограбления, доноса или просто солдатского произвола. Особенно сильно — в худшем смысле — выделяются солдаты Железной дивизии, на недисциплинированность которых жалуется даже правительство Ниедры.

После взятия Риги город делят на сектора, каждое подразделение отвечает за свой район. У Железной дивизии это Торнякалнс и Московское предместье, у Ландесвера — остальная часть Пардаугавы и Старый город, у бригады Балодиса — восточная часть города до ул. Элизабетес.

Вскоре после начинаются массовые обыски и аресты. Такие акции проходят и в секторе бригады Балодиса — в целом расстреливают более 20 человек. Однако больше всего жертв — в секторах Ландесвера и Железной дивизии.

Для этого есть известные основания — в конце марта из Старой Риги изгоняют неблагонадежных для коммунистов жителей (богачей и остзейцев) и на их место селят рабочих и советских сотрудников. Поэтому большую часть жителей домов в Старом городе и центре можно обвинить в сотрудничестве с коммунистами. Им приходится испытать мстительность остзейских солдат Ландесвера, которые во время коммунистического режима теряют многих близких.

3. Подсчеты числа расстрелянных

Кадр из фильма Starvation (1920, реж. Ф.Джонсон): «смеющийся большевик», одна из последних жертв мас...
Кадр из фильма Starvation (1920, реж. Ф.Джонсон): «смеющийся большевик», одна из последних жертв массового расстрела в Елгаве, 26 мая 1919 года

Через несколько дней после освобождения Риги работу начинают военно-полевые суды, которые рассматривают дела арестованных. Никакого серьезного производства не ведут — часто людей судят только по подозрению или на основании отдельных свидетельств, зачастую недостоверных.

После протестов полковника Балодиса и представителей латышской общественности военно-полевые суды реорганизуют — включают в их состав и офицеров-латышей. Девятого июня, после протестов уже американской и британской миссий, исполнение смертных приговоров приостанавливают.

Почему это важно: убитых — сотни

В архивных документах можно найти имена 178 осужденных и расстрелянных военно-полевыми судами. Правда, совершенно ясно, что эти списки не полны. Командир Ландесвера Альфред Флетчер представителю британской миссии Стивену Таллентсу сообщил о 4 тыс арестованных и 200 расстрелянных в Риге до 7 июня. Представитель французской миссии позже вспоминал о 3 тыс арестованных и 500 расстрелянных. Однако наиболее вероятное число — около 700 убитых в Риге (450 расстреляны по решению военно-полевых судов и 250 — без приговора). Крупнейший задокументированный расстрел состоялся 5 июня, когда в Центральной тюрьме казнили 56 человек.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное