100 символов культуры

Даугавпилсская крепость: возрождение "идеального города"

100 символов культуры

Латвийские варежки: теплый символ 100-летия образования государства

Гробиня: как викинги стали символом маленького города

«100 символов культуры». Наследие викингов в Гробине

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

О культурно-исторической ценности наследия викингов в Гробине – в новом выпуске программы Латвийского радио 4 «100 символов культуры».

И хотя на гербе Гробини изображен журавль, в последние годы неофициальным символом этого небольшого городка в Курземе, рядом с Лиепаей, стал викинг. Местные энтузиасты при поддержке самоуправления активно продвигают этот образ для привлечения туристов и предлагают включить Гробиньский  археологический ансамбль в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, но пока довольствуются местом в Национальном списке – так называемом листе ожидания.

Гробиня имеет очень древнюю историю. Здесь было одно из первых поселений на территории нынешней Латвии, а в IX веке свою крепость построили викинги. Следы их пребывания подтверждают археологические раскопки, которые продолжаются по сей день. Потому латыши могут говорить о том, что в них течет кровь викингов.

Археологический ансамбль в Гробине, типичном курземском городке в 11 километрах от  Лиепаи, претендует на место в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Первым шагом на пути к международному признанию культурно-исторической уникальности стало включение в Национальный список. Произошло это весной 2017 года благодаря активной работе местных энтузиастов, изучающих историю родного края. Началась она еще в каменном веке, но благодаря викингам, которые основали здесь свою колонию, Гробиня стала частью истории мира.

Это редкое, еще не изученное место проживания викингов за пределами Скандинавии – на другой стороне Балтийского моря, в Восточной Европе. Местное племя куршей и викинги, несмотря на вражду, жили бок о бок. Что несомненно оставило след в культуре. Какой? Это продолжают выяснять историки и археологи.

Осенью  2015-го Гробиньская краевая дума и Латвийский университет заключили пятилетний договор о сотрудничестве в деле изучения и популяризации Гробиньского археологического ансамбля. А он включает в себя шесть знаковых мест, связанных между собой: Гробиньское городище, или Skābarža kalns, древние захоронения Pūrāni (Porāni), Smukumi, Priediens, Atkalni и Гробиньский средневековый замок с бастионами. Каждое лето студенты историко-философского факультета приезжают в Гробиню на практику (полевые работы) и проводят археологические раскопки. Что является исключительным событием не только в масштабах края, но и всей Латвии.

Этим летом шли раскопки на Skābarža kalns (горка получила название из-за растущих там грабов): продолжалась работа по изучению городища, начатая два года назад. Тогда была вырыта площадка размером  4 x 8 m и глубиной чуть более 2 метров.

Рассказывает Илзе Карклиня, представляющая в этом проекте сотрудничества Гробиню.

«В этом году была вырыта нетипично глубокая площадка: 6 метров вглубь, хотя собирались остановиться на отметке 4 метра. Обычно культурный слой небольшой, а тут пришлось углубляться. Но чем глубже роешь, тем меньше находок. Нашли угли – отправили их на изучение, какие-то осколки керамики, но очень мало. Найденное породило больше вопросов, чем ответов. Почему культурный слой такой большой? Есть гипотеза, что городище намного старше, чем мы думаем. Может, оно появилось в пятом столетии или даже раньше – в третьем? Это очень интересно».

Кстати, ранее в могильнике Atkalni были найдены останки молодой женщины 23-25 лет, которые датируются вторым веком до нашей эры. Это древнейшее захоронение в Нижней Курземе.

Гробиньский археологический ансамбль хранит свидетельства пребывания викингов на этой земле. И в этом его уникальность в мировом масштабе.

«К примеру, у нас в свое время был найден памятный каменный знак, или стела. Подобный есть только в Готланде. Такой рунический камень как надгробный памятник устанавливался только в честь людей, высоко находившихся на иерархической лестнице. А это значит, что на нашей территории жили и вожди викингов», — говорит Илзе Карклиня.

История поселения на месте Гробини уходит корнями во времена эпохи викингов, а это VII—IX века. Предки скандинавов основали здесь крупнейшую колонию торговцев и воинов, в которой жили пришельцы с острова Готланд и материковой Швеции. По своим размерам это поселение было в пять раз больше современной Гробини и предположительно состояло из 20 тысяч жителей.

К востоку от городища было обнаружено древнее поселение протяженностью 2 км, которое по версии историков могло в свое время стать одним из первых городов в Восточной Европе.
О многолюдности поселения свидетельствует обнаружение 3000 могил. Это было установлено в ходе первых раскопок в Гробине, которые в 1929—1930 годах проводил шведский археолог Биргер Нерман. По его мнению, крупная колония викингов на территории Гробини, по значению и размерам не уступала Старой Ладоге – еще одному месту по ту сторону Балтийского моря, до которого добрались и где осели викинги.
 
Мария Гимбутас, американский археолог родом из Литвы, считала, что Гробиня была  буферной зоной, через которую достижения западно-европейской цивилизации проникали в земли славян и балтов.

Исследования и раскопки продолжаются, что рождает новые вопросы и новые гипотезы и лишний раз убеждает, насколько это место уникально.

«Каждый может прийти, поговорить с учеными и взглянуть на археологию с другой стороны. Обобщая археологические свидетельства, находки, ранее сделанные исследования, мы понимаем, и эксперты подтверждают, что это памятник культуры мирового уровня. Поэтому сейчас мы подготавливаем заявку на включение Гробиньского археологического ансамбля в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в раздел «Археология» и подадим ее в феврале 2020 года», — рассказывает Илзе Карклиня.

Попытки сделать это были и раньше. В 2010 году подавалась коллективная заявка от Исландии, Дании, Германии, Швеции, Норвегии и Латвии на номинацию «Места эпохи викингов в Северной Европе», но ее не удовлетворили, потребовав дополнить. Тогда многие страны решили продолжить работу самостоятельно.
 
Чтобы общество знало, о том, какое наследие хранит Гробиня, самоуправление открыло информационный туристический центр «Поселение куршских викингов».

«С 2013 года его посетило более 30 тысяч человек из разных стран мира. Наши молодые люди рассказывали о временах  викингов в Гробине: и, пытаясь оживить ту эпоху, показывали, как жили курши и викинги, какие орудия труда и оружие они использовали, какую одежду и украшения  носили, как строили свои лодки (у нас есть миниатюра)», — говорит Илзе Карклиня.
 
Все это, конечно, реконструкция, причем не всегда точная. Археологические находки хранятся в музеях Лиепаи, Риги и Санкт-Петербурга.

«В 1988 году Валерий Петренко проводил здесь археологические раскопки, и большую часть найденного увез с собой, оставив немного Лиепае и Риге. Жаль, конечно, но тогда ведь был Советский Союз. И сейчас мы ведем переговоры с Санкт-Петербурским историческим музеем о возможности депонировать находки из Гробини на их родине,  в Латвии. Я сама их не видела, но предполагаю, что это наконечники для копий, браслеты, керамика, вернее то, что от этого осталось. Подобное есть и в Латвийском Национальном историческом музее. Это вообще самые распространенные находки той эпохи. Но каждый музей хранит находки из определенного места Гробиньского археологического ансамбля. В Лиепайском музее выставлена стела – надгробный памятник викингов», — рассказывает Илзе Карклиня.

Всякий раз раскопки проводились в новом месте. И сейчас перед тем, как начать копать, ученые разрабатывают план, где это делать. Конечно много вопросов о местах, к которым еще не был открыт доступ.
 
«Есть мысль расширить территорию, которая находится под охраной государства как   памятник культуры – может, она на самом деле больше, чем это установлено.  Потому мы исследуем городище, где ранее раскопки не проводились. На данный момент лучше всего исследовано захоронение Priediens, где были найдены останки куршей и скандинавов: как скелеты, так и то, что осталось после сожжения покойных – в ту эпоху были разные культуры погребения. Остается открытым вопрос, как  представители воинствующих сторон договаривались между собой и почему хоронили своих павших товарищей рядом», — отмечает Илзе Карклиня.

Так курши и викинги были врагами или друзьями?

«Так как они несколько веков жили здесь по соседству, можно допустить, что они были друзьями. Но из исторических источников мы знаем, какими агрессивными были, что викинги, что курши. Можем выдвигать гипотезы и дискутировать об этом. Но ясно, что их культуры были взаимопроникающими, традиции объединялись. При раскопках мы находим скандинавские браслеты на руках куршских женщин. У скандинавов – куршское оружие, и наоборот», — говорит Илзе Карклиня.

Конечно, сейчас, когда  образ викинга используется в целях маркетинга города, отношение к древним захватчикам дружеское, отмечает учительница русского языка и литературы Гробиньской гимназии Анна Залане.

Трудно поверить, но были времена, когда на месте Лиепаи был небольшой рыбацкий поселок, а Гробиня была морским портом, и  не одну сотню лет корабли заходили в реку Аланде, в излучине которой на холме  викинги построили  деревянную крепость. Возможно это тот самый Сеебург (или Jurpils -«крепость на море»), город семи тысяч воинов, упомянутый в хронике архиепископа Бременского Римберта IX.

«Гробиня находится на оптимальном расстоянии от моря. Река в те далекие времена была раз в десять больше, чем мы видим сейчас. И у обитателей поселения было время, чтобы понять, чей корабль приближается к их берегу: свой или вражеский», — поясняет Илзе Карклиня.
 
Интересно, что викинги обычно совершали набеги на чужие земли, но там не задерживались, а в Гробине осели.  Впрочем, версия, что это были выходцы из Готланда, в 90-е годы оспаривалась скандинавскими учеными, но они не могли не признать, что вещи, найденные в могильниках, действительно скандинавского происхождения и относятся к началу эпохи викингов.

Местное племя куршей прозвало крепость викингов Гробиня, от куршского «груобс» - «заноза». Со временем курши завладели ею. А в 1263 году Ливонский орден сжег его и воздвиг мурованный замок. Его руины – еще одна достопримечательность Гробини. Сейчас здесь работают строители – обустраивают территорию.

«Вдоль реки Аланде будет трехкилометровая природная тропа, которая соединит объекты   Гробиньского археологического ансамбля: замок, городище на холме Skābarža kalns и могильник Priediens. В рамках этого проекта среди руин средневекового замка будет построена небольшая эстрада для проведения концертов и терраса на платформе с чудесным видом на реку (сейчас это Гробиньское водохранилище)», — рассказывает сотрудник Гробиньской краевой думы Кристине Пасторе.
 
В охраняемый памятник культуры вдыхается новая жизнь. А Илзе Карклиня мечтает, чтобы в дальнейшем тропу можно было продлить до других могильников, входящих в археологический ансамбль. Пока же о проживании викингов на этой территории напоминают деревянные скамейки в виде лодок с парусом, статуя викинга, вырезанная из дерева, лодка викингов с наполовину обнаженным «скелетом», парковочные места для велосипедов в виде щитов викингов и фигуры викингов в рогатых шлемах на шоссе. Они выполняют роль дорожных отражателей на опасных участках.

В последнюю субботу мая в Гробине устраивается Фестиваль живой истории: тогда можно увидеть живых викингов и куршей, в образы которых вживаются члены клубов реконструкции. Они придерживаются исторической правды и никаких шлемов с рогами не надевают. Не носили их викинги.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное