Что и почему нужно знать о латышских консерваторах

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Самые известные сегодня латышские политики, активно работавшие в начале XX века, вышли из среды большевиков (Петр Стучка, Юлий Данишевскис или Данишевский), социал-демократов (Райнис, Фрицис Мендерс, Паул Калниньш) или из национально настроенных кругов (Карлис Улманис, Янис Чаксте, Микелис Валтерс). Менее известны латышские консервативные политики. Именно они весной 1918 года внезапно оказались в центре внимания, поскольку все остальные или работали подпольно, или уже бежали в Россию.

ПРОЕКТ

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года Rus.Lsm.lv будет со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Проект включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в группе в Facebook. Этим «займутся» персонажи, как бы живущие в то время и рассказывающие о нем. Они — виртуальные, но ни в коем случае не «фейки», а, скорее, актеры, играющие в исторической постановке.

Самые важные факты

1. Фридрих Вейнбергс

Фридрих Вейнбергс (1844-1924) — один из самых скандальных и ненавидимых политиков начала XX века. Он в общественной жизни участвует еще во время младолатышей, в период кульминации национального пробуждения (Атмоды) руководит Рижским латышским обществом, и в последующее десятилетие становится одним из наиболее заметных журналистов и публицистов.

Несмотря на огромную активность и большие заслуги,

Вейнбергсу не удается привлечь много сторонников.

Фридрих Вейнбергс
Фридрих Вейнбергс

Его политические взгляды в то время очень непопулярны — он пропагандирует необходимость создания латышской элиты, защищает монархию и выступает за примирение с остзейцами. Такая точка зрения

после жесткого подавления революции 1905 года превращает его из политического маргинала в одного из наиболее ненавидимых революционерами персонажей.

Во время Первой мировой войны репутация Вейнбергса получает еще один сокрушительный удар: он оказывается единственным латышским политиком, который в революционный 1917 год продолжает поддерживать совершенно непопулярный монархизм, а после перехода Риги в руки германцев активно сотрудничает с ними и

становится редактором единственной газеты, выходящей на латышском.

2. Народная партия

Взгляды Вейнбергса непопулярны, и он прилагает большие усилия, чтобы собрать вокруг себя немногих сторонников и попытаться пропагандировать свои идеи. Для этого он уже в 1905 году организует Народную партию. Эксцентричный лидер заявляет, что его партия — старейшая латышская политическая организация, и ее начало датируется 1883 годом.

Партия сперва находит поддержку Рижского общества домовладельцев и защищает царский режим.

В 1917 году партия возобновляет свою деятельность, но не может получить сколь-нибудь заметной популярности — число ее членов даже в тепличных для нее условиях германской оккупации не превышает 200-300 человек.

3. Андрей Красткалнс

Андрей Красткалнс
Андрей Красткалнс

В отличие от Вейнбергса, Андрей Красткалнс (1868-1939) в начале XX века становится одним из наиболее уважаемых латышских политиков. Он — первый латыш, которого избирают в Рижскую городскую управу. Как и Вейнбергс, он активно работает в Рижском латышском обществе, долгое время — на должности председателя.

Во время Первой мировой Красткалнс — рижский городской голова, и после революции Временное правительство России назначает его комиссаром Лифляндской губернии (это эквивалент прежнего губернаторского поста).

В 1917 году он — один из наиболее значимых латышских политиков. Когда Рига переходит в руки германцев, Красткалнс, как и Вейнбергс, сотрудничает с ними.

Он, заботясь об интересах латышей в условиях германской оккупации, берет на себя руководство Латышским комитетом помощи.

В конце концов Красткалнс поддерживает и создание Балтийского герцогства, становится членом его Регентского совета, затем вливается в самопровозглашенное правительство предателя Андриевса Ниедры в 1919 году. Позже он избирается во Второй Сейм Латвийской Республики. Красткалнс всегда мог утверждать, что его главная цель — защита интересов латышского народа в сложных условиях оккупации.

4. Связь с Улманисом

Одна из двусмысленных страниц биографии Карлиса Улманиса, будущего председателя Временного правительства Латвийской Республики, а затем — авторитарного правителя, связана именно с фигурой Красткалнса.

Осенью 1917 года в Риге будущий «Вождь» становится заместителем Красткалнса в Латышском комитете помощи. При этом Улманис работает заместителем Красткалнса уже весной 1917 года, когда того назначают лифляндским комиссаром. Позже Улманис оправдывается, что ни в коей мере не разделял взгляды прогерманских политиков.

Почему это важно: сотрудничество с германцами как залог спасения латышей

Как бы то ни было, политическая ситуация весной 1918 была сложной, и многим казалось, что только сотрудничество с германскими струтурами может спасти латышский народ от уничтожения. Схожей точки зрения придерживались знаменитый архитектор Константин Пекшенс, издатель и актер Янис Бригадерс, учитель, книгоиздатель и баптистский пастор Янис Александр Фреийс (1863-1950), агроном Паулис Лейиньш (1883-1959) и другие.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное