Что и почему нужно знать о восстановлении Курляндского герцогства

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Восьмого марта 1918 года Курляндский расширенный ландтаг в Елгаве объявил о восстановлении Герцогства Курляндского и Семигальского. С включения этих территорий в Российскую империю прошло 123 года. Прогермански настроенные круги пытались реанимировать государственное образование, которое было бы тесно связано с Германской империей.

Самые важные факты

ПРОЕКТ

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года Rus.Lsm.lv будет со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Проект включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в группе в Facebook. Этим «займутся» персонажи, как бы живущие в то время и рассказывающие о нем. Они — виртуальные, но ни в коем случае не «фейки», а, скорее, актеры, играющие в исторической постановке.

1. В тени Бреста

Чернила на Брестском-Литовском мирном договоре еще не высохли, правительства еще не успели документ ратифицировать, но германцы уже берутся за политическое переустройство свежеприобретенных земель.

Россия отказывается от территорий бывшей Курляндской губернии, и германцам надо решать, что же делать дальше.

Правда, одного отказа России недостаточно.

Для получения дополнительной легитимности требуется также, чтобы местные жители (в данном случае — представители дворянства и других остзейских кругов) выразили «волю».

Офицеры германской армии на елгавской рыночной площади. 1917 год.
Офицеры германской армии на елгавской рыночной площади. 1917 год.

2. Дилемма

С одной стороны, местные балтийские немцы хотят тесно связать Курляндию с Германией и не допустить создания демократических структур, чтобы сохранить свои привилегии.

С другой стороны, парламент Германии и тамошние демократические силы выступают против аннексии территорий на востоке и за соблюдение принципа самоопределения народов.

Кайзер Вильгельм II, германское военное руководство и правление оккупированных территорий колеблется во взглядах на будущее покоренных территорий — в зависимости от политических веяний и успехов на Западном фронте.

3. Свободное и самостоятельное государство

Герб Курляндского герцогства
Герб Курляндского герцогства

Восьмого марта 1918 года Курляндский расширенный ландтаг собирается в эйфорическом воодушевлении. Россия на коленях, и кажется, что и Францию в ближайшие месяцы разобьют. Заседание открывает глава Курляндского гражданского управления Альфред фон Гослер. Ландтаг принимает составленную девятью немцами (среди них — несколько баронов и остзейских общественных деятелей) и одним латышом (волостной старшина Аугуст Вежниекс)

просьбу к германскому «кайзеровскому и царскому величеству, чтобы они всемилостивейше соблаговолили благосклонно принять корону герцога Курляндского для себя и своих потомков».

Пятнадцатого марта Вильгельм II признает Курляндско-Семигальское герцогство «свободным и самостоятельным государством», однако

титул герцога Курляндского не принимает.

4. Резонанс

Германский герцог Вильгельм II
Германский герцог Вильгельм II

Нежелание Вильгельма II стать курляндским герцогом и исходящая от парламента критика замыслов аннексии становится причиной известного разочарования для остзейцев.

Формально Германия признает самостоятельность Курляндии, однако германское оккупационное управление этот факт просто игнорирует.

Существование двоевластия на контролируемой германцами территории недопустимо. Об этом свидетельствует не только российский опыт, но также бессовестность нескольких остзейских баронов, которые вскоре после признания самостоятельности герцогства просят командующего Восточным фронтом покрыть убытки, нанесенные во время оккупации Курляндии.

Почему это важно: мнения латышских политиков разделились

Отношение латышских политиков к остзейским инициативам не было однозначным. Латышский временный национальный совет и другие национально и демократически настроенные организации в России и других странах осудили попытки создать в Латвии государственные образования, которые были бы германскими марионеточными режимами.

Однако другие, допуская победу Германии в войне, считали, что им надо делать все возможное, чтобы защитить латышский народ от полного уничтожения.

Они даже готовы были участвовать в обсуждении инициативы остзейцев и поставить свои подписи под документами, которые составил кто-то другой. Среди этих латышей можно назвать уже упомянутого Вежниекса, Фридриха Вейнбергса, Андрея Красткалнса, Константина Пекшенса, Яниса Бригадерса и других. (Кстати, заместителем А. Красткалнса в Латышском комитете помощи с конца 1917-го и до начала 1918 года был Карлис Улманис.)

Взамен «подписанты» просили не разделять, но объединить в единое целое латышские земли, гарантировать статус латышского языка и защиту культуры и  не допустить, чтобы Латвию наводнили германские колонисты.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное