Что и почему нужно знать о первом шаге к независимости Латвии

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

В здании городской управы Валки с 29 ноября по 2 декабря 1917 года проходит первая сессия Латышского временного национального совета. Она становится значительным шагом к осуществлению идеи независимости. Делегаты принимают несколько деклараций и резолюций, определяющих Латвию как «автономное государственное образование».

 

Самые важные факты

ПРОЕКТ

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года Rus.Lsm.lv будет со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Проект включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в группе в Facebook. Этим «займутся» персонажи, как бы живущие в то время и рассказывающие о нем. Они — виртуальные, но ни в коем случае не «фейки», а, скорее, актеры, играющие в исторической постановке.

1. Путь к Совету: Рига — Петроград — Валка

В среде национально настроенных латышских политиков представление о необходимости создания Национального совета оформляется после потери Риги в сентябре 1917 года. В конце этого месяца гражданские политики начинают консультации относительно возможности создания латышского политического центра, способного говорить от имени всего народа.

Они разочарованы российским Временным правительством — его неспособностью отстоять Ригу и его нежеланием начать диалог с латышскими политиками. С другой стороны, стремительно усиливаются позиции латышских большевиков, которых не интересует национальный вопрос. В Петрограде 14-15 октября проходит первое открытое собрание латышских общественных деятелей, которое и создает комитет для создания Национального совета.

Изначально проведение учредительной сессии Совета планируется на 11 ноября в Валмиере, однако большевистский переворот заставляет принять решение о его отмене.

2. Валка — столица Латвии

Осенью 1917 года Валка становится своего рода столицей Латвии. Рига занята германской армией, никакая легальная политическая деятельность там невозможна. Валка— крупный транспортный узел, находящаяся на достаточном расстоянии от линии фронта — превращается в центр политической жизни Латвии.

Здесь находятся штаб и Совет 12-й армии, здесь выходят несколько латышских газет, здесь действует Национальный союз латышских воинов, здесь находится «престол» большевистского Исколата (Исполкома Совета рабочих, солдатских и безземельных депутатов Латвии).

Парадоксальным образом Валка становится столицей одновременно и национально ориентированных сил, и большевиков.

3. Декларация об автономии — первый реальный шаг  к независимости

Представители гражданских партий, а также ведущих общественных и воинских организаций выходят из контролируемого большевиками Видземского земского совета. Вечером 29 ноября в Валке они собираются учредительную сессию Национального совета. В общей сложности 20 латышских политических партий и общественных организаций получают приглашения направить 48 делегатов.

Большевики также приглашены, но отказываются отрядить своих представителей. В первый день в заседании участвуют 29 человек от 13 организаций, не считая многочисленных наблюдателей и просто любопытствующих.

За 4 дня работы

сессия Временного национального совета принимает три призыва, две резолюции и две декларации («К революционной демократии России» и «Миру и народам»), в которых Латвия характеризуется как «автономное государственное образование».

(Иногда именно из-за этой формулировки решения от 2 декабря интерпретируются и как декларация независимости Латвии. Позднее такую позицию занимают политические и общественные деятели Адольф Кливе, Карлис Берендс и Карлис Дишлерс, Комиссия по конституционному праву признает, что с этого момента начинается постепенное создание латвийского государства.) Делегаты избирают правление Совета (под председательством Волдемара Замуэлса) и создают несколько отделов ( и самым активным из становится Иностранный под руководством Яниса Голдманиса).

Делегаты от латышских беженских организаций прибывают в Валку поездом 29 ноября. Офицеры-латыши предупреждают их о возможности арестов. (Незадолго до того здесь же, на железнодорожном вокзале Валки, большевики арестовывают полковника Фридриха Бриедиса, которому, впрочем, тут же удается бежать.) Город контролируется верными большевикам частями, любые действия национально настроенных сил связаны с риском. Однако

работа учредительной сессии Латышского временного национального совета ни с какими помехами не сталкивается.

Более того — она длится четыре полных дня и проходит в здании, где одновременно с ней заседает контролируемый большевиками Видземский земский совет.

Почему это важно: большевики получают целую армию

Совершенно ясно, что большевики были отлично информированы о ходе сессии: несколько большевиков принимали участие в ее работе в качестве наблюдателей. Однако репрессии в отношении Национального совета и его членов начались заметно позднее. Здесь возникают совершенно логичные вопросы: Как такое было возможно? Почему большевики вообще допустили создание у себя под носом Национального совета?

Ответ, видимо, следует искать в другом важном собрании, проходившим одновременно с учреждением Латышского временного национального совета — но не в Валке, а в Цесисе. Там собрался чрезвычайный съезд советов 12-й армии. Несмотря на брутальную демонстрацию силы во время октябрьского переворота (тогда в Цесисе проходил предыдущий съезд, и город был фактически захвачен двумя латышскими стрелковыми полками), большевики не смогли захватить контроль над армией.

Социал-революционеры (эсеры) сохранили в исполкоме Совета 12-й армии (Искосоле) равноценные большевистским позиции. Но время для полного взятия армии под контроль пришло.

И, чтобы успокоить обеспокоенных, большевики освободили десятки арестованных во время переворота офицеров, разрешили свободное распространение оппозиционных к их власти газет в городах Видземе. И что могло стать лучшим доказательством демократических устремлений большевиков, чем организация Национального совета в «столице» Исколата?

План сработал: большевики получили... большинство

в Совете 12-й армии, получив таким образом контроль над ней — что означало и обеспечение безопасности режима большевиков в Петрограде. Репрессии против политических противников вскоре возобновились — Комитет организаций латышских стрелков был ликвидирован, а оппозиционные газеты (Līdums, Laika Vēstis, Strādnieku Avīze и др.) были запрещены.

Под запретом оказался и сам Латышский временный национальный совет.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное