Что и почему нужно знать о том, как большевики взяли власть в Видземе и Латгалии

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

После переворота в Петрограде в ноябре 1917 года вся неоккупированная немцами часть Латвии за считанные дни оказывается в руках большевиков. Руководит взятием власти Военно-революционный комитет, исполнители —  латышские стрелковые полки. Цесис «покраснеет» первым — 9 ноября, Валка последней — 21 ноября.

Самые важные факты, которые нужно знать

ПРОЕКТ

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года Rus.Lsm.lv будет со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Проект включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в группе в Facebook. Этим «займутся» персонажи, как бы живущие в то время и рассказывающие о нем. Они — виртуальные, но ни в коем случае не «фейки», а, скорее, актеры, играющие в исторической постановке.

1. Армия отказывается занимать позицию

В Цесис 9 ноября входят 1-й Даугавгривский и 3-й Курземские латышские стрелковые полки. Они выполняют приказ большевистского Военно-революционного комитета 12-й армии. Посты хорошо вооруженных стрелков размещаются во всех ключевых точках города — у железнодорожной станции, у почты и телеграфа и т.п. В Цесис они являются очень вовремя: в городе как раз начинает работу съезд советов 12-й армии.

Большинство делегатов съезда настроены против большевиков. Однако под охраной вооруженных стрелков съезд постановляет: нейтралитет — соблюдать, переворот — не осуждать. Потенциально самое опасное препятствие к взятию власти в Видземе исчезает.

2. Собрание решает пока не собираться

Уведомление о переносе учредительной сессии Национального совета.
Уведомление о переносе учредительной сессии Национального совета.

Первого ноября в Валмиере предполагается созвать учредительную сессию Латышского временного национального совета. После захвата немцами Риги и успехов большевиков на земских выборах в Видземе

национально настроенные латышские политические силы пытаются создать организацию, полномочную выступать от имени всего латышского народа.

Таким политическим центром должен стать учреждаемый Латышский временный национальный совет, объединяющий крупнейшие латышские политические партии и общественные организации. Однако большевистский переворот заставляет пересмотреть планы, отложить учреждение организации — как выясняется, на три недели — и провести собрание уже не в Валмиере, а в Валке.

Сообщение о создании Комитета спасения Родины и революции.
Сообщение о создании Комитета спасения Родины и революции.

3. Комитет берется спасать Родину и революцию

После захвата власти большевиками главные их противники в Петрограде объединяются в Комитет спасения Родины и революции. Отделение Комитета создается и в зоне действия 12-й армии, в Валке. В него вступают многие латышские политические и общественные деятели из Латышского крестьянского союза, социал-революционеров (эсеры), Национального союза латышских воинов и других партий и организаций.

Комитет заявляет, что революцию нужно спасать от большевиков и что победа последних станет началом гражданской войны в России.

Почему это важно

При взятии власти в Видземе большевики больше всего опирались на латышские стрелковые полки. Можно сказать, что именно тогда

началась история красных латышских стрелков и зародилась легенда о красных стрелках — убежденных революционерах, самых верных стражах Ленина, этакой преторианской гвардии большевиков.

В советское время коммунистическая пропаганда положила немало усилий тратила немалые силы на акцентирование «красности» стрелков. Разумеется, в каждой басне есть доля правды, и среди стрелков действительно были убежденные идейные большевики. Однако их всегда было абсолютное меньшинство — не более 5% в конце 1917 года.

Но почему же большевиков тогда поддержали стрелки в целом?

В первую очередь, они больше не хотели воевать, а большевики единственные из всех обещали немедленный мир. Более того — мир без аннексий и контрибуций, что означало и уход германской армии из Курземе и Земгале.

Во-вторых, условия и на фронте, и в тылу стали невыносимыми. Армия была полуголодной, и полки стрелков были в числе немногих частей, еще остававшихся на позициях. В тылу же шастали банды дезертиров, терроризировавшие население.

В-третьих, во всех случившихся с ними бедах (и в потере Риги) стрелки могли винить Временное правительство. Так что — почему бы им было не поддержать его свержение?

Глядя на события того времени из дня сегодняшнего, ясно, что большинство стрелков к большевикам относилось нейтрально-выжидательно, а часть и вовсе откровенно негативно. В особенности это относится к офицерам, после большевистского переворота начавшим уходить из частей. За ними последовали и многие рядовые стрелки. За пару месяцев стрелковые полки лишились примерно половины личного состава, а офицеров с боевым опытом в них почти не осталось. Большинство этих офицеров присоединилось либо к Национальному союзу латышских воинов, либо к антибольшевистскому движению в России.

Одним из ярчайших примеров стал легендарный командир стрелков Фридрих Бриедис.

ПЕРСОНА

Полковник Фридрих Бриедис (1888-1918) — один из самых талантливых, отважных и успешных латышских офицеров Первой мировой войны. Одним из первых он откликнулся на призыв присоединиться к формируемым латышским стрелковым батальонам. Рота под его командованием почти сразу же после создания провела несколько неожиданно удачных атак на немцев (Бриедис предложил новые тактические решения для штурма укреплений противника). За два года он с командира роты дослужился до командования полком. Был несколько раз ранен.

Во время ноябрьского переворота он находился в отпуске по ранению — долечивал не до конца зажившую руку. За время его отсутствия под давлением большевистского комитета 1-й Даугавгривский стрелковый полк избрал себе нового командира вместо Бриедиса. Офицеры полка громко протестовали, да и голосование вышло почти ровным, однако Бриедис вернуться в свой полк больше не мог. Многие офицеры и солдаты тоже ушли из части. Председатель полкового комитета позднее встретил и арестовал Бриедиса в Валке, однако полковнику удалось бежать. Он активно работал в Латышской национально-демократической партии, сотрудничал и с Национальным союзом латышских воинов, и с Латышским временным национальным советом, и с антибольшевистским движением.

Летом 1918 года чекисты схватили и расстреляли Бриедиса.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное