Большой Брат следит за Ригой: как работает Центр видеонаблюдения столичной муниципальной полиции

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Центр видеонаблюдения Рижской муниципальной полиции находится в Старой Риге — на последнем этаже Рижского русского театра. Окна здесь не гаснут никогда — дежурства круглосуточные, сообщает LTV.

Из открытого окна можно выбраться на крышу. Именно сюда журналистов приглашает полицейский Оскар Сиполс. «Здесь мне больше всего нравится быть. Все крыши, все салюты — все отсюда видно», — рассказал он.

На 12-часовую смену заступают старшая группы, инспектор Марика Казака, а также полицейские — Оскар Сиполс и Инесе Димза. Они разрушают стереотипы об уставших от жизни стражах порядка — глаза горят!

«Я делаю очень большое дело. Мы находимся здесь, наверху. Мы видим все, что происходит, но нас никто не видит»,

— пояснила Димза.

У Рижской муниципальной полиции 109 камер наблюдения. Они работают в «патрульном» режиме — снимают сами. Если человек, место или вещь кажутся подозрительными, работники центра переключаются в ручной режим и начинают наблюдение. 

Во время визита журналистов внимание полицейских привлекло движение в Кенгарагсе. С помощью камеры удалось увеличить картинку и понаблюдать за происходящим. Дальше дело нескольких минут: Марика нашла на карте адрес, а Оскар позвонил коллегам в Управление Латгальского предместья.

Инесе сообщила по рации:  «На льду дети!».

«Принцип очень прост. Они [камеры] в местах, где больше всего людей концентрируется — и горожан, и гостей города, и в местах, где неблагоприятная криминогенная ситуация. И также в отдельных местах, за которыми надо постоянно наблюдать, но нежелательно присутствие патрульной полиции — это различные памятные места.

По статистике, число нарушений растет, начиная с вечера четверга, и в выходные их больше. Конечно, это вопрос и погодных условий, в летний сезон больше.

Но и зимой хватает работы», — рассказал глава Управления оперативного управления и контроля безопасности Рижской муниципальной полиции Евгений Платайс.

«Человека ограбили или побили. И вдруг появляется полиция, быстро, и я допускаю, что люди не понимают, откуда. Не все знают, что в Риге ведется видеонаблюдение. Есть приезжие, студенты из регионов, они, может, не зафиксировали надпись, что ведется видеонаблюдение», — добавила Димза.

В Старой Риге камеры наблюдения позволяю реагировать на нарушения в течение нескольких секунд.

«В Старой Риге, где самая большая концентрация камер, можно отследить конкретное событие и отследить, куда отправляется нарушитель или автомашина. Тут время реагирования около 30 секунд, в зависимости от того, насколько близко находится патруль»,

— указал Платайс.

Журналисты отправились в патруль вместе с инспектором Робертом Страуме. «С видеоцентром прекрасное сотрудничество, они — наши глаза. Во многих ситуациях так много помогли... Мы задерживаем по горячим следам. Употребление алкоголя, драки. Сотрудничаем с видеоцентром, и легче раскрывать, и привлекать к административной ответственности лиц, которые это сделали», — пояснил он.

Центр начал работу в 2005 году — и результат стал очевиден сразу. С помощью пяти камер за год констатировали 1120 преступлений.

Рекордным был 2008 год, когда обнаружили почти 3 тысячи нарушений закона.

В прошлом году их было более 1,7 тысячи.

Записи хранят месяц — но, согласно новым законодательным нормам, видео не будут удалять в течение трех.

Подход к наблюдению за подозрительными людьми у каждого свой. «У коллег интуиция очень развита. Тут какие-то битвы экстрасенсов происходят. У меня такого нет. Идет мимо... человек как человек, но он точно идет и делает что-то... Откуда это у них? Это опыт, который тренируется», — рассказал Сиполс.

«Со временем интуиция все больше разрабатывается. Ну, ты не можешь так сказать про человека, что он грабитель или что. Ты чувствуешь «третьим глазом» — что-то не будет хорошо, за человеком надо понаблюдать и за ним надо проследить. Предотвратили много случаев, спасли много жизней и много кошельков», — добавила Димза.

Безжалостность драк удивляет и полицейских с большим опытом. «Конфликты достаточно часты и, надо сказать, достаточно беспощадны. Очень важно как можно быстрее отреагировать, чтобы человеку помощь оказать», — отметил Платайс.

 

«Были очень безжалостные, человека много раз били ногами по голове и по ребрам. И еще подошли и сверху дали ногой. Это было ужасно, человек остался лежать. А эти спокойной отошли в сторону и начали сигареты курить», — добавила Димза.

 

Сложнее всего сотрудникам смотреть, как люди сами лишают себя жизни. Каждый, сидящий перед экраном, был свидетелем суицида или попытки самоубийства. Это тяжелые эмоции — хотя и сделано все возможное.

Вызывают патруль сразу, когда видят человека, например, на парапете. «Это очень сложно. Находится на этой стороне и смотреть, что происходит вне наших помещений. И ты не можешь помочь. Иногда бывает, что хочешь сам бежать и делать», — рассказала Димза.

Каждый год на камеры попадает все больше самоубийств. Именно поэтому за мостами наблюдают особенно внимательно. Днем безопасности способствуют прохожие, которых достаточно много. Но ночью внимательно следят за каждым, кто пересекает Островной, Каменный или Вантовый мост.

В последнее время камеры появились также в рижских садах и парках. Хотя сперва казалось, что на записях будут только мамочки с детьми и владельцы собак, выяснилось, что именно подобные территории интересуют Госполицию — чтобы расследовать кражи и изнасилования.

Все чаще Госполиция и другие ведомства просят видеозаписи, которые служат уликами в делах.

«В прошлом году мы выдали почти 350 видеозаписей, которые просили структуры Госполиции в расследовании криминальных процессов или ДТП. Это однозначно служит уликой. Нарушитель может что угодно говорить, но, когда показывают видео, это существенно облегчает и процесс судебного разбирательства»,

— пояснил Платайс.

Хотя в городе висят предупреждения, что ведется видеонаблюдение, многие им не верят или не обращают внимание.

Сотрудники видеоцентра — такие же полицейские, как и все остальные, а не особые наблюдатели. «Они выполняют физические нормативы, рукопашный бой, стрельбу. Это не специально набранные операторы, хотя такой опыт есть в других странах, когда отбирают только для конкретной цели — обслуживание центра видеонаблюдений», — пояснил Платайс.

После окончания смены телевизор сотрудники не смотрят. «Минимум полчаса не хочется ни говорить, ни смотреть, ни спать. Просто хочется посидеть в тишине и покое, и отдохнуть», — добавила Димза.

«Мне надо привыкнуть к настоящим людям, которые ходят по улице, а не на экране. Они могут меня толкнуть, а не пройти мимо»,

— рассказал Сиполс.

Туристов — испанца и немку, которые не так давно у Памятника свободы занимались сексом, заметила Инесе Димза — была ее смена. «Раздетые... Были молодые люди. Нам, кажется, эти вещи не понять... Был шок», — рассказала она.

Оба туриста, которых прервал экипаж полиции, на месте заплатили штраф — по 250 евро.

Случаев, когда камеры фиксируют голых людей, достаточно много. «Четыре иностранных туриста на площади перед церковью св. Петра полностью голые забрались на деревянного коня. Когда мы загрузили [видео] на свой канал Youtube, огромное число людей посмотрело», — добавил Платайс.

«Конечно, это мелкое хулиганство и, возможно, придется расстаться с 500 евро. Самые яркие видео в информативных целях — ради профилактики — публикуем на своих аккаунтах, которые у нас в Youtube и на домашней странице. Именно с такой целью — [информировать], что мы выполняем свои обязанности, и чтобы общество видело, что происходит, чтобы удержать какого-нибудь потенциального нарушителя от подобной деятельности. Я считаю, что это однозначно помогает», — уверен Платайс. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное