«Латвия смотрит на цены в мире, на биржевую стоимость сырья так далее. Но в целом [дорожает] электроэнергия, газ, логистика, транспорт, сырье. Конечно, еще надо удержать людей, которые работают. И если идёт тотальный рост по всем этим позициям, то предприятия не могут работать в абсолютный минус», – описала ситуацию в пищевой отрасли председатель Латвийской федерации продовольственных предприятий Инара Шуре.
По ее словам, летом обычно дешевеет молоко как сырье, но это не компенсирует рост всех остальных затрат. «Так что какое-то повышение цен будет», — подтвердила она прогноз Ингуны Гулбе.
Ранее И. Гулбе, директор Центра содействия сельскохозяйственному рынку, объяснила начавшийся рост цен на отдельные продукты питания (например, некоторые овощи во втором квартале по сравнению с первым подорожали на 75-89%) восстановлением спроса после «ковидного» кризиса, тем, что новый, обычно более дорогой, урожай вытесняет с прилавков остатки старого и ростом цен на многие ресурсы и услуги – например, логистические. Так что она ожидает, что до конца года цены на все главные категории продуктов тоже пойдут в рост.
Однако, Инара Шуре полагает, что рост не будет слишком быстрым.
«Но так как надо учитывать и покупательную способность людей, поэтому каждое предприятие будет смотреть, работать ли по нулям, уйти ли на время в минус или все-таки заработать минимальную прибыль. Думаю, что резкое повышение может быть только в каких-то отдельных небольших категориях, скажем, на какие- то продукты премиум-класса. То есть в целом оно будет, но не такое драматичное», – заявила она.
«Конечно, я отвечу «да», — отреагировал на вопрос, ждать ли роста цен на молочные продукты председатель правления Центрального союза молочников Янис Шолкс. — Можно обсуждать, насколько резким он будет, но он неизбежен».
Он объяснил, что расходы с каждым днем растут у крестьян – поставщиков сырья, растут они и у перерабатывающих предприятий. По мнению гостя «Открытого вопроса», в этой ситуации было бы справедливо, чтобы торговцы пересмотрели наценки и отношение к местной продукции. Государство же могло бы поддержать отрасль, вернувшись к вопросу о снижении до 5% НДС на многие продукты питания.
«Насколько кукуруза определяет латвийскую инфляцию?»
Экономист Банка Латвии Олег Красноперов вслед за Инарой Шуре сделал прогноз, что подорожание продуктов питания будет, но не ужасным.
«Действительно, если мы посмотрим на глобальный индекс цен на продукты питания, то он растёт. Но что именно растёт? Там быстрее всего растут цены на кукурузу. Насколько цена на кукурузу определяет латвийскую инфляцию? Но возьмем цену на пшеницу. В начале 2021 года действительно было очень большое ее подорожание, но последние недели было такое же резкое падение, и сейчас цена пшеницы на мировом рынке такая же, как была в октябре 2020 года.
И нет же такого, что сегодня цены в мире растут и уже завтра инфляция в Латвии ускоряется. Нет, это только с течением времени, может быть, на следующий год будет какое-то влияние. И даже если мировые цены на все продовольственные товары поднимутся на 10% – пшеница, молочные продукты, мясо, сахар, кофе, вот всё-всё-всё подорожает на 10%, то инфляция в Латвии вырастет меньше чем на 1% в течение двух лет», – заверил специалист.
Центробанк в июне повысил прогноз инфляции на этот год с 1,8% до 2%. Олег Красноперов признал, что есть как бы инфляция «для всех», а есть – «для пенсионеров», потому что их потребление несколько отличается от среднего. И действительно, рост цен на продовольствие для пенсионеров может ускорить инфляцию, но не в 10 раз по сравнению со средней, а всего на полпроцента.
«Какие-то цены очень сильно вырастут, какие-то наоборот упадут, но в среднем инфляция [в группе продовольственных товаров] будет 5%. Это такая же инфляция, как была в 2017 году (тогда тоже было 5%), в 2019 (было около 4%), в 2008 году вообще было плюс 22%. То есть то, что сейчас происходит, это не какая-то экстраординарная ситуация», – заявил экономист.