Детектор лжи: Правду ли рассказывает Ивар Годманис про Советскую Латвию

В советской Латвии латыши были меньшинством, а в Риге до сих пор «примерно 60% русских», заявил экс-премьер Латвии Ивар Годманис в интервью российскому порталу Slon.ru. Совместно с фондом Егора Гайдара портал публикует интервью с политиками бывших союзных республик — в рамках проекта «Как рухнул СССР. От первых лиц». «Детектор лжи» проверил корректность ряда высказываний Годманиса.

Фрагмент интервью:

— В результате войны, когда уехало 200 тысяч и еще 200 тысяч погибло, мы, латыши, сильно потеряли в населении, стали меньшинством. Взамен к нам приезжали на работу люди с разных сторон — из России, из польской области, из разных республик. Плюс еще советская армия у нас была 250 тысяч, потому что мы были центром Прибалтийского военного округа СССР — здесь был его штаб. В результате русских и, в целом, русскоязычных было больше, чем латышей, что сказывалось на русификации населения; соответствующей была и языковая политика. До сих пор в Риге русских больше, чем латышей.

— То есть Рига — русский город?

—Ну нет, так нельзя говорить.

—Но русскоязычный?

— Примерно 60% — русских, 40% — латышей. В целом в Латвии русские, конечно, в меньшинстве — 30% или даже 29%.

«Русскоязычных было больше, чем латышей...»

Неправда. Согласно советским переписям населения, удельный вес латышей в Латвии действительно сокращался, но насчет «меньшинства» г-н Годманис однозначно преувеличил: исторически самый низкий показатель — 52% латышей — был зафиксирован в 1989 году (для сравнения: по переписи 1930 года — 73,4%, перепись 1935 года, проводившаяся уже после авторитарного переворота Карлиса Улманиса, показала 75,5%).

Причем не обязательно все оставшиеся были обязательно «русскоязычными» — вряд ли в эту группу стоит поголовно записывать латвийских литовцев, поляков и цыган. Даже если считать «русскоязычными» не только русских, но и априори всех украинцев, белорусов и евреев — их общий удельный вес в населении, по данным переписи 1989 года, составлял 42,9%).

«Плюс еще советская армия у нас была 250 тысяч»

Неправда. Тут Годманис говорит «у нас» про весь Прибалтийский военный округ СССР (ПрибВО), который включал в себя территории Латвийской, Эстонской и Литовской ССР, а также Калининградской обрасти, — и в котором действительно размещалось, по разным оценкам, от 170 до 250 тысяч военнослужащих. Но на территории Латвии дислоцировалась только часть из них.

Так, в 1990-1991 на территории Латвии находилось лишь около 60 тысяч военнослужащих советских армии, военно-морского флота, и пограничников. Эти цифры в своем исследовании приводит авторитетный в данном вопросе источник — Талав Юндзис, первый министр обороны Латвии (1991-1993), принимавший участие в подготовке вывода российской армии из Латвии.

Рига: примерно 60% русских, 40% латышей

Неправда. По данным ЦСУ, в 2016 году удельный вес этнических латышей среди жителей Риги составлял 46,2%, русских — 37,7% (для сравнения, согласно архиву ЦСУ: в 1913-м — соответственно,  42% и 19%, в 1935-м — 63% и 9%) .

Даже если предположить, что Годманис, говоря «русские», подразумевает также украинцев (3,5%) и белорусов (3,9%) — вместе будет 45,1%. То есть явно не подтверждается сказанное Годманисом, что «до сих пор в Риге русских больше, чем латышей», и что их «примерно 60%».

Кроме того, среди рижан — 1,8% поляков и 0,8% литовцев, которых вряд ли корректно автоматически считать русскоязычными. Еще 6% рижан — либо других национальностей, либо те, чья национальность осталась неизвестна или не указана.

Что ответил Годманис «Детектору лжи»

  • Бирки «Детектора лжи»

    Правда — утверждение правдиво, оно ясно и понятно, не преувеличено, не сомнительно и доказуемо.

    Полуправда — утверждение почти правдиво, но все же неточно, допущены ошибки в статистике и сравнениях, однако в целом мысль ясна и частично соответствует действительности.

    Пустая болтовня — утверждение неправдиво и недоказуемо. В нем имеются существенные отклонения от статистики или иных данных, риторика чрезмерна, и доказательств, что оно могло бы быть хоть в чем-то правдиво, нет.

    Вне контекста — в аргументации допущены ошибки, сравниваются логически несопоставимые вещи. Фактические данные могут быть подлинными, но контекст, в котором они приводятся, необоснован и ошибочен.

    Сеяние паники — часть фактов правдива, но использованы сильные преувеличения, в результате чего сгущаются краски, и аудитория вводится в заблуждение. Информация не соответствует существующей ситуации.

    «Русскоязычных было больше, чем латышей...»

«Я знаю статистику, латыши на территории Латвии никогда за всю историю не были в меньшинстве. Да, тут в тексте противоречие, я просто не мог так сказать. Видимо, какая-то ошибка — я имел в виду Ригу, конечно», — сообщил Ивар Годманис, отметив, что возможности проверить текст интервью перед публикацией у него не было.

  • «У нас было» 250 тысяч советских военных

Годманис также признал, что имел в виду данные по всему ПрибВО. В то же время он отметил, что точное число советских военнослужащих в Латвии в разные годы неизвестно, но, конечно, это не 250 тысяч.

  • Про Ригу

Как пояснил Годманис, его мысль заключалась в том, что латышей в Риге — с советских времен и по сей день — меньше половины, то есть меньшинство. С тем, что не всех остальных рижан можно считать априори «русскоязычными», он также согласился. При этом он считает, что даже с учетом этой поправки, число латышей в Риге «может колебаться ниже отметки в 50%». 

Бирка: Полуправда

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

Популярные
Рекомендуем

Уведомляем, что на портале Lsm.lv используются т.н. cookie-файлы (cookies). Продолжая использовать портал, вы соглашаетсь с размещением и хранением cookie-файлов в вашем устройстве. Подробнее

Принять и продолжить