Молодая пара мечтает о детях, но все попытки и походы по врачам безуспешны, а неудачи часто еще и болезненны во всех смыслах. В один из моментов отчаяния главная героиня вопрошает Бога: «Ты со мной больше не дружишь? Куда ты делся?». Обо всем этом — отчаянии, надежде, вере, любви — и рассказывает спектакль «Бог здесь» (Dievs ir šeit), премьера которого недавно прошла в Лиепайском театре.
За эфиром
«Когда-нибудь эта ужасная война закончится, когда-нибудь мы снова станем людьми, а не только евреями», — писала в апреле 1944 года девочка, скрывающаяся от гестапо. Она мечтала дожить до мирных времен, но погибла в концлагере Берген-Бельзен за несколько месяцев до поражения нацистов. Но голос ее остался и звучит до сих пор. Лиепайский театр начал 118-й сезон с оглушительного «Дневника Анны Франк» — потрясающего по уровню мастерства спектакля, поставленного с нежностью, сочувствием и любовью.
Под занавес сезона Лиепайский театр порадовал публику совершенно роскошной постановкой, в которой творческая команда великолепно, с юмором и драйвом, высмеяла затасканные фетиши всех приверженцев «семейных традиционных ценностей». Получилось остроумно, местами «на грани», но гомерически смешно — зрители в финале бисировали до изнеможения.
В очень мрачном помещении. С решетками. И с электрическим стулом. Это психиатрическая клиника. Именно здесь два человека — врач и пациент — ведут словесную борьбу, психологические бои без правил. С легким гомоэротическим налетом. Интрига раскручивается тугой спиралью и со звоном лопается в финале, простите за банальность. Спектакль «Песнь слона», поставленный Дмитрием Петренко в Лиепайском театре, производит оглушающее впечатление.
Режиссер Валтер Силис представил публике Лиепайского театра автобиографическую пьесу Расы Бугавичуте-Пеце в необычном формате — в первом действии зрители присутствуют на хоровом концерте, во втором — на балу в честь юбилея дирижера. Постановка получилась очень кинематографичной, а тема — чрезвычайно актуальной. История молодой женщины, которая росла без отца и ищет ответы на терзающие ее вопросы, наверняка для многих откажется очень близкой…
Может ли женщина полноценно жить, если рядом с ней нет мужчины? Обитательницы Casa Celestina* уверены в утвердительном ответе. Но это только на словах. Режиссер Дж. Дж. Джиллинджер превратил несколько нудную книгу Карин Ламбер «Дом, куда мужчинам вход запрещен» во вполне зрелищную постановку. Мужчины — присутствуют.
Драйв, лед, крутые виражи трасс, спортивная и «подковерная» борьба, национальный вопрос и национальный латышский колорит, бесконечные тренировки, поражения и — победа! Историческая бронза на Зимней Олимпиаде 1984 года, полученная спустя всего четыре года после начала тренировок. И над всем этим — эпическая фигура Роланда Упатниекса в неизменном «пыжике», создавшего советскую сборную по бобслею буквально на пустом месте. Сценическая история «Латышских ракет» — документальная и невероятно захватывающая — началась с того, что однажды режиссер Регнар Вайварс написал на листочке список достижений латышей в мировом масштабе…
Пять свитеров один на другой, леденеющие в перчатках руки, кружка горячего чая под прилавком и сказанное с улыбкой: «Не привыкать, зимой здесь всегда так». Примерно в таких условиях в «холодную волну» работают продавцы на Петертиргусе, крупнейшем рынке Лиепаи. Да, чай свой: в самый мороз, говорят, даже кофейные автоматы замерзали. Трудовая инспекция указывает: формально ничего не нарушено, и на холоде отнюдь не только торговцы работают.
Трое заключенных. Два убийства и одно покушение. Сроки — больше десяти лет. Это реальные истории — с каждым из этих людей долго общалась и режиссер, она же драматург этой документальной постановки Кристине Брининя, и актеры, исполнившие роли осужденных. На малой сцене Лиепайского театра — вовсе не шоу «за решеткой», а попытка разобраться, как человек оказывается в ситуации, в которой лишает жизни другого человека.
На сцене царит дуб — символ силы духа, мудрости, родовых корней, и что там еще полагается символизировать вековым дубам. Под сенью которого развивается история о любви, страсти, созависимости, женском выборе, а если брать шире — о том, что почти каждому из нас хочется быть любимым, и ищем мы эту любовь, порой заискивая и унижаясь перед людьми, которые вовсе того не стоят. Встречайте — известная и популярная пьеса Инги Абеле «Жасмин» в постановке Дмитрия Петренко.
Режиссер постановки Svešā āda Инга Красовска уверена, что человека нельзя оценивать по его национальности, иначе можно докатиться до тоталитаризма. Спектакль, созданный по нашумевшему роману Даце Рукшане, повествует о 1950-60-х, но сейчас оказался невероятно актуальным. Премьера прошла на ура и даже превзошла ожидания — творческая команда смогла рассказать историю на чрезвычайно чувствительную тему тонко, иронично, с большим тактом и очень талантливо.
Литовские туристы всегда с большим отрывом лидируют среди всех зарубежных гостей Лиепаи. Это лето не — исключение. Неудивительно, что авария на очистных сооружениях переполошила наших бралюкасов. Кажется, намного сильней, чем нас, местных. Ситуация явно требует объяснений. Главное, что хочу сказать — прохладная и дождливая погода портит отдых гораздо сильней, чем уже ликвидированная утечка!
В завершающей части своей давно задуманной в Лиепайском театре трилогии — после «Шекспира» и «Гриммов» — режиссер пошел еще дальше на пути к полному минимализму. Он показал начало цивилизации и, возможно, ее конец – если человечество не одумается. Несмотря на то, что постановка создана по древнегреческой мифологии, происходящее на сцене до мурашек актуально. Кровь. Война. Смерть. Но и созидание.
Мать, которую больше интересуют алкоголь и очередной мужчина. И юная дочь, которой очень хочется душевного тепла близкого человека. Тут же – подростковая беременность, гомосексуализм, расизм. Дебютная пьеса британского драматурга Шейлы Дилани, написанная в 1958 году, оказывается невероятно актуальной и сегодня. Это наглядно подтверждает и постановка в режиссуре Мартиньша Калиты, чья премьера недавно прошла в Лиепайском театре.
Эта комедия на первый взгляд выглядит легкой и даже легкомысленной безделушкой. Но по мере развития сюжета становится ясно, что темы-то очень глубокие обсуждаются. Впрочем, никто не «грузит» зрителя, и если ему не хочется задумываться о чем-то серьезном, он может просто наслаждаться прекрасной режиссурой, отличной актерской игрой и песнями на французском. Спектакль «Имечко» в Лиепайском театре поставлен с хорошим вкусом и французским шармом. Это несомненный успех всей творческой команды во главе с режиссером Дж.Дж.Джиллинджером.
Сегодня завершился лиепайский этап съемок корейского игрового исторического фильма «Харбин» о деятеле корейского национально-освободительного движения Ан Чунгыне. Сцены о событиях начала XX века снимались в Новой Лиепае и в гауптвахте Каросты. Для Лиепаи не впервой быть местом действия различных фильмов: самоуправление работает над тем, чтоб о городе узнали еще больше кинематографистов – от этого ведь сплошная польза!
«Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто», — говорит Нина Заречная. Так и на сцене Лиепайского театра во время спектакля «Чайка». Холодно. Пусто. Режиссер Дмитрий Петренко сумел прочитать классический чеховский текст по-своему. И дал возможность публике увидеть историю и героев под другим углом.
Когда отца у тебя нет, а маме на тебя плевать – ты не знаешь, что такое родительская любовь. Детства у тебя нет, и взрослеешь ты, как сорняк, только душа плачет и жаждет того, чего у тебя не было никогда. Невероятно пронзительный спектакль, поставленный Дмитрием Петренко – двойная удача режиссера. Жаль, что пока его не могут видеть подростки, а ведь это очень тяжелая история именно о них и для них…
«Печальная комедия» — так обозначил режиссер Дж.Дж.Джиллинжер жанр постановки. Да, если улыбка у зрителя и появляется, то это почти наверняка будет грустная усмешка. «Королева красоты из Линена» заставляет сердце сжиматься от боли и сопереживания, и восхищаться прекрасной работой всей творческой команды.
Новая постановка Элмара Сенькова называется «Гриммы», «Сказки ужасов» — это подзаголовок или жанр, если хотите. Но, несмотря на все кошмары, безумие и жестокость, добро восторжествует, свет победит тьму... Во всяком случае, сказки ведь это и обещают, правда? Потенциальных будущих зрителей предупреждаю: «Оставь серьезность, всяк сюда входящий».
«Оставь сравненья, всяк сюда входящий!». Самая масштабная в этом сезоне постановка Лиепайского театра — «Больше о жизни/Театр» в режиссуре Лауры Грозы — получилась неким «кабаре для эстетов». Драйв, отличная игра актеров, гротеск, ирония, отменное, временами ехидное, чувство юмора, прекрасная живая музыка — потрясающее шоу получилось!
Точней, премьера моноспектакля Лиепайского театра «Всё, наконец» по пьесе Петера Туррини из-за бесконечных локдаунов пришла к публике с третьего раза, на год позже, чем планировалось. А самоубийство герой Эдгара Пуятса намерен совершить, как только досчитает до тысячи, попутно исповедовавшись перед публикой.
Недавно состоялась официальная премьера «Жестоких игр» Алексея Арбузова. Еще одна дипломная работа теперь уже не студентов, а младшего поколения актеров вошла в репертуар Лиепайского театра. И эта новость прекрасна сама по себе. А уж если добавить, что спектакль в режиссуре Дмитрия Петренко очень хорош, то и вовсе манифест жизни получается.