Алексей Романов

Ведущий программы, Латвийское Радио 4

Просмотреть статьи автора на: Английском Русском

Публикации автора
Алексей Романов: Четыре свингующих джокера
Алексей Романов: Четыре свингующих джокера

Вот и не верь в нумерологию! Впервые джазовый квартет из Германии Echoes Of Swing («Эхо свинга») выступал в Риге 13 февраля 2010 года. Этот концерт тогда состоялся в большом зале Дома латышского общества. Нынче программа ансамбля должна была завершать международный музыкальный фестиваль Winterfest в концертом зале «Рига». Но из-за тяжбы между владельцем и арендатором зала там в начале года отключили свет и тепло. Концерт Echoes Of Swing был перенесен в тот же большой зал Дома латышского общества. И состоялся он тоже 13 февраля, но уже 2016 года.

Алексей Романов: Matryoshka Online
Алексей Романов: Matryoshka Online

Все началось с письма, которое пришло по электронной почте на Латвийское радио из Варшавы. Йоахим Чечерски из службы зарубежного вещания Радио Польша сообщил о начале реализации проекта по созданию единой интернет-платформы русских редакций вещательных организаций за пределами России.  Это портал для обмена материалами в цифровых форматах на русском языке, которые каждый участник проекта может скачивать и использовать в своих передачах. Ну и, конечно, надо пополнять базу своими журналистскими материалами. В основном, планируется обмениваться звуковыми файлами, но можно выкладывать также фото, видео и тексты. Создатели назвали Интернет-платформу Matryoshka Online.

Алексей Романов: Куда разворачивают корабль
Алексей Романов: Куда разворачивают корабль

Известие о том, что 1 апреля закрывается русская редакция Шведского радио в буквальном смысле повергло в шок и недоумение нашу редакцию Латвийского радио 4. В первую очередь, конечно, потому что это касается не просто коллег, а близких друзей. Нас связывают более двух десятков лет таких добрых отношений, которые давно переросли рамки сотрудничества. Но если говорить о профессиональных связях, то вспоминается сразу много хорошего и полезного.

Алексей Романов: Поющие призраки
Алексей Романов: Поющие призраки
Рижский Русский театр переименован в музыкально-драматический. Это, конечно, шутка. Но в этой шутке стало еще больше истины после премьеры «Привидения из Кентервиля» - спектакля по забавной готической (вот такой оксюморон) новелле Оскара Уайльда. Новая постановка увеличила и так весьма солидный сегмент музыкальных представлений театра. 
Алексей Романов: Юбилей короля оперы
Алексей Романов: Юбилей короля оперы

Московским меломанам, безусловно, повезло. Туда в канун своего 75-летия, а эта дата будет отмечается 21 января, с единственным концертом приезжал Пласидо Доминго.

Алексей Романов: Рижская кукла Ирины Богушевской
Алексей Романов: Рижская кукла Ирины Богушевской

«Бьет барабан и рояль вступает, / Сердце стучит и кларнет вздыхает,/В зале свет погас / И вот сейчас для вас / Слезы разлуки, мечты о счастье, / Страсти-мордасти и прочие напасти, / И все, как в первый раз, / Опять весь этот джаз...»

Так начинался январский концерт Ирины Богушевской в Риге.

Алексей Романов:  Мир под крылом летучей мыши
Алексей Романов: Мир под крылом летучей мыши

Нынче «Летучая мышь» стала новогодним блюдом в разных музыкальных театрах мира. В том числе конечно в самой Вене – то есть там, где происходит действие оперетты. И там, где родился этот шедевр, как поговаривают, по совету Жака Оффенбаха: «А почему бы вам, милый Штраус, не перестать писать вальсы и начать писать оперетты?». И в это же время Штраус услышал о реальном случае — на карнавале муж не узнал свою жену и влюбился в «прекрасную незнакомку». Услышав об этой истории, 22-летний композитор, не раздумывая, принялся за создание этой музыкальной комедии.

Алексей Романов: Мишка в кубе
Алексей Романов: Мишка в кубе

Lāča Māja – дословно переводится с латышского как «Дом медведя». Но применительно к названию выставки — это не совсем так. Здесь получается игра слов. И по-русски экспозиция называется «Майя и медведи». Здесь wordplay – сознательная, остроумная придумка. А не то, что я однажды услышал в театре Дайлес: латышские актеры для московских лицедеев перевели название колыбельной Аijā žūžū lāču bērni как песня о медвежатнике.

Алексей Романов: Клезмер с голландским акцентом
Алексей Романов: Клезмер с голландским акцентом

В первый день Хануки, а именно  25 кислева (6 декабря по григорианскому календарю), когда по древней еврейской традиции ставится светильник-ханукия, в концертном зале Rīga впервые в стране выступал Amsterdam Klezmer Band.

Алексей Романов: Встреча «единоМУЗЫнников»
Алексей Романов: Встреча «единоМУЗЫнников»

«Одиночество — это часть жизни пианиста. Мы работаем, путешествуем и концертируем одни», — призналась как-то живущая во Франции, выдающаяся литовская пианистка Муза Рубацките. В последний раз она играла в Латвии в конце декабря 2014 года на фестивале Фонда Германа Брауна Winterfest. Этот концерт проходил в Музее истории Риги и мореходства. И вот почти ровно год спустя в этом же красивом музейном Колонном зале руководство Фонда попыталось — на мой взгляд, весьма успешно — разрушить невидимую стену, отделяющую исполнителя и публику, свести на нет это чувство одиночества музыканта на сцене. Вечер назывался «Встреча друзей».

Алексей Романов:  Дмитрий Быков считает Ригу самой европейской Европой
Алексей Романов: Дмитрий Быков считает Ригу самой европейской Европой

Дмитрий Быков выступал в Риге с лекцией впервые. И послушать этого литературоведа, писателя, поэта, публициста, критика, педагога «живьем», конечно, было интересно, потому что в печатных и электронных форматах его более чем много. Он неугомонный и вездесущий. И очень быстрый в реакциях на политические и культурные события – в рифме и прозе, в теле- и радиоэфире – эмоционально, харизматично, элегантно, иронично, с широким размахом рук.

Алексей Романов:  Раздвигающие рамы
Алексей Романов: Раздвигающие рамы

Белые занавески, раскрытые ставни, вид на кусты цветущей сирени. На подоконнике букет цветов той же сирени в банке и толстая книга. Так выглядит картина Петра Кончаловского «Окно». Комичный урок французского с неожиданным финалом, с участием мамы, дочки и ее кавалера – такую сценку нафантазировали режиссер и актеры на тему живописного «дачного» полотна русского художника. 

Алексей Романов: Погружение в звуковой поток
Алексей Романов: Погружение в звуковой поток

...На заре ХХ века в Москве на берегу Яузы  было построено красивое красное здание — замечательный образец популярной тогда промышленной архитектуры. В нем расположился Московский казенный винный склад № 1. Там производили водку, сухой спирт, а в годы Второй мировой войны — разливали «коктейли Молотова». Там же в начале 50-х годов появился мировой водочный бренд «Столичная». Позже завод получил название «Кристалл».

Алексей Романов: Бородинское служение
Алексей Романов: Бородинское служение

Почти два десятилетия прошло с тех пор, как в Латвии в последний раз выступал струнный квартет имени Бородина. И вот сейчас, благодаря Фонду Германа Брауна, этот ансамбль, достойный и удостоенный самых высоких эпитетов, вновь приехал в Ригу и дал концерт на ежегодном музыкальном фестивале Winterfest.

Алексей Романов:  Искусство Латвии – в Латвии в гостях
Алексей Романов: Искусство Латвии – в Латвии в гостях

Знаете ли вы, где находится одна из крупнейших (если не самая крупная) частных коллекций латвийской графики? Думаю, мало таких, кто правильно ответит на этот вопрос. Место это находится как раз на  Полярном круге – на Полуйской возвышенности, в городе Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа. Согласитесь, весьма неожиданная географическая точка для собрания офортов, линогравюр, экслибрисов, литографий, ксилографий и т.д., сделанных латвийскими мастерами. А собирает их местный коллекционер Дмитрий Фролов.

Алексей Романов: От Генделя до Меркури
Алексей Романов: От Генделя до Меркури

По крови они венгры. Имеют гражданство Германии. Живут в Лондоне. Выступают по всему миру. Их дуэт называется The Katona Twins. И они действительно близнецы Петер и Золтан Катона. Сейчас они входят а пятерку лучших гитарных дуэтов мира.

Алексей Романов: Наше техническое искусство
Алексей Романов: Наше техническое искусство

В студии радио записывается пианист. Он никак не может закончить композицию. Все время ошибается и начинает снова. Уставший от постоянных повторений звукооператор спрашивает его по переговорке:
— Слушай, а ты гамму сыграть можешь?
— Конечно, смогу.
— Так сыграй гамму, а я потом все смонтирую.

Алексей Романов:  Пастушки с острова Лесбос и Баба-Яга под венцом
Алексей Романов: Пастушки с острова Лесбос и Баба-Яга под венцом

Говорю «болеро» и сразу на язык просится «Равеля». Прямо как set phrase, устойчивое словосочетание. Так получается, что название популярного творения то и дело «слипается» с именем его создателя, несмотря на то, что является самостоятельной лексической единицей. Если шинель, так Гоголя, как поцелуй, так Родена, зеркало ассоциируется с Тарковским, а черный квадрат с Малевичем, а не с пятном на стене. В музыке эта клейкость еще сильнее. Раз полонез, значит Огинского, вальс конечно Штрауса, мазурка – Шопена, фуга – Баха, чардаш –Монти, танго – у кого-то Строка, у кого-то Пьяццоллы, болеро – соответственно...

Алексей Романов: Эти не очень зубастые волки
Алексей Романов: Эти не очень зубастые волки

Я бы не поместил комедию «Волки и овцы» в список лучших произведений Александра Островского. По-моему она перепевает сюжеты его других «купеческих» пьес, где богатый, практичный,  но благородный хозяйственник, такой хороший «капиталист» разруливает проблемы запутавшейся в хитросплетениях наивной героини. В результате зло посрамлено, а победитель получает в награду спасенную.

Алексей Романов: Светлана Алексиевич. Ее голоса из прошлого и настоящего
Алексей Романов: Светлана Алексиевич. Ее голоса из прошлого и настоящего

Светлана Александровна Алексиевич узнала о присуждении ей Нобелевской премии по литературе 2015 года, занимаясь в своей маленькой квартире в Минске весьма обыденным делом, – гладила белье.

Алексей Романов: Годовщина самой маленькой славы Латвии
Алексей Романов: Годовщина самой маленькой славы Латвии

В том раннем детстве, когда мне еще и никак в голову не могли прийти мысли о профессии журналиста, я почему-то в магазинах засматривался на магнитофоны и фотоаппараты. Магнитофоны тогда были большими, а фотоаппараты напоминали размерами и формами нынешние цифровые. Но был один совсем непохожий. Он назывался «Киев-Вега» и был не больше лежащих рядом двух спичечных коробков. И «работал», как спичечный коробок. Выдвигаешь – передвигается для следующего кадра пленка. Задвигаешь – происходит съемка.  Ну прямо как шпионская камера из кино. Мечта мальчишки, насмотревшегося таких фильмов. Скажу сразу, что эта моя мечта так и не сбылась.

Алексей Романов: О любви в стихах и песнях
Алексей Романов: О любви в стихах и песнях
Точка отсчёта у нового спектакля «Благословение любви», открывшего новый сезон в Рижском русском театре, была та же, что и в другой постановке о Райнисе, которую еще прошлой зимой осуществил в Национальном театре Кирилл Серебренников. Это таинство рождения – от ростка и рыбы до вершины эволюции. Только в Национальном это было решено в виде безмолвной живой картины – эмбрион, парящий в межзвездном пространстве. А в русском театре застывшие фигуры в белом, читающие книги, - это был только пролог, пока зрители рассаживаясь, уже настраивались на будущее действо. А о таинстве прихода человека в это мир словами Яниса Райниса говорил Леонид Ленц.
Алексей Романов: Высокое искусство на низком стуле
Алексей Романов: Высокое искусство на низком стуле

На вопрос, кто был первым пианистом из Северной Америки, выступившим в СССР после Второй мировой войны, наверное, даже многие знатоки ответят – Вэн Клайберн. И будут неправы. Харви Лэвэн Клайберн стал в 1958 году первым победителем конкурса Чайковского («добро» на это дал лично Никита Хрущев). Большой талант плюс массированный всесоюзный пиар сделали молодого американского музыканта любимцем советских людей и символом хрущевской оттепели. Свет этой звезды остался в воспоминаниях поколений и затенил другое событие, произошедшее годом раньше.

Алексей Романов:  Секеи, чангоши и саксы
Алексей Романов: Секеи, чангоши и саксы

Бог дал Румынии самую красивую территорию в Европе. Но потом все испортил – заселил ее румынами. Я бы, наверное, не решился бы воспроизводить здесь столь несоответствующий политкорректности анекдот, если бы не услышал его именно от румына.

Алексей Романов: Девочка с мячом
Алексей Романов: Девочка с мячом

C первой недели сентября Рига стала одним из центров чемпионата Европы по баскетболу. Латвийская сборная в своей группе борется с командами  Литвы, Эстонии, Бельгии, Чехии и Украины за выход в 1/8 финала. Этот Евробаскет мужской. То есть латвийские баскетболистки сейчас в ранге болельщиц. И в ранге тренирующихся для дальнейших баталий местного и международного уровня.

Алексей Романов:  Мастерство + вдохновение
Алексей Романов: Мастерство + вдохновение

Израильский оркестр в Юрмале на бис сыграл «Рассвет на Москве-реке». Вообще эту увертюру Модест Мусоргский музыкально не очень связал со всей остальной оперой. «Хованщина» драматична, по настроению напоминает картину «Утро стрелецкой казни», которую Василий Суриков писал на тот же исторический сюжет и – любопытное совпадение -  в то же самое время. По сюжету оперы зачинщикам мятежа рубят головы, стрельцов вешают, раскольников сжигают. А начинается все это с безмятежной музыкальной картины просыпающейся природы – поют пташки, кричат петухи, слышен отдаленный колокольный звон... И изумительной красоты мелодия восходящего солнца.

Алексей Романов:  Хам за рулем
Алексей Романов: Хам за рулем

Мои родственники, проехав на машине от Москвы до Риги, сказали, что водители в России стали дисциплинированней и вежливей, а в Латвии наоборот. Их поразило, что две фуры нагло «пропилили» на красный свет.  И то, что многие легковые авто ездят намного быстрее, чем разрешено, рискованно обгоняют,  подрезают. При маневрах не сигналят. Из окон на дорогу бросают окурки. Странно такое россиянам было видеть в «интеллигентной» Латвии, стране Евросоюза.

Алексей Романов:  Прилет румынских жаворонков
Алексей Романов: Прилет румынских жаворонков

Елена и Николае Чаушеску очень любили народную музыку. Другие виды музыкального искусства им давались с трудом. В дневнике Елены даже была такая запись: «Никушор сказал, что завтра мы едем на лебединое озеро. Я заказала себе новый купальник. Но вместо озера почему-то мы поехали в театр. Там танцевали. Я уснула».

Алексей Романов:  А нам до лампочки
Алексей Романов: А нам до лампочки

Причем, здесь не только, и даже не столько в переносном, сколько в прямом смысле. У нас дома, на кухне, в электрической вытяжке над плитой перегорела лампочка. Такая бытовая мелочь, которая сейчас стала случаться редко: гарантии на новые LED-лампочки и прочих конструкции даются на десятки тысяч часов свечения, что, за редким исключением, соответствует действительности. Поскольку в вытяжку влезала  только лампочка маленькая, узенькая, с ограничением по мощности, а таковых дома не оказалось, то пришлось заехать за ней в магазин. А там еще долго выбирать, потому что даже подходящих по всем нужным параметрам лампочек в магазине было несколько.

Алексей Романов:  Столетие великого Марио
Алексей Романов: Столетие великого Марио

Помню, как в моем детстве по телевизору несколько раз показывали запись по трансляции оперы «Кармен» из Большого театра. Думаю, что, если бы ее бы мог посмотреть и послушать сам автор Жорж Бизе, то он бы очень удивился. Он же писал ее на родном французском языке. А тут его творение звучало сразу на двух других – русском и итальянском. То есть цыганка Кармен обращалась к баску Хосе по-русски, а он ей отвечал по-итальянски. И это потому, что впервые в советской истории Большого театра на сцену вместе с его постоянной труппой вышел итальянец. Да еще какой! Великий тенор Марио Дель Монако.

Алексей Романов:  «Золотой» город в кадре и за кадром
Алексей Романов: «Золотой» город в кадре и за кадром

Кулдигу не зря еще во времена Тевтонского ордена назвали городом Goldingen. В далеком XIII веке его основатели поняли, что может он снискать право именоваться золотым. И, правда, как-то все чудесно сложилось, что почти постоянные разрушительные войны с тех самых средневековых времен до середины ХХ старения обошли и пощадили Кулдигу,  не оставили на ее теле таких страшных ран, как на многих других латвийских городах и селениях. 

Еще

Самое важное