Сандис Озолиньш: В новом сезоне у «Динамо» будут и тяжелые времена, и хорошие моменты

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Cандис Озолиньш — новый главный тренер рижского «Динамо». Верю в это и не верю. Верю, потому что вижу его своими глазам на тренерской скамье в цивильном костюме вместе с Александром Ниживием и Родриго Лавиньшем. Верю, но сомневаюсь — его ли это призвание? Все произошло очень стремительно после того, как в «Динамо» решили больше не ждать чудес и доверить штурвал авторитетному человеку. Таких в Латвии днем с огнем не сыщешь. Но Озолиньш, которому недавно исполнилось 45, уже был в обойме клуба КХЛ, в прошлом сезоне выполняя обязанности помощника главного тренера, ассистируя, если кто забыл, Нормунду Сейейсу.

Новый тренер — это мотивация и уверенность

Его первые публичные комментарии – слова не самого опытного человека. Как—никак, он привык проявлять себя на льду, а не за столом на пресс—конференциях. «Для меня это первая игра дома, поэтому адреналин зашкаливает. Большую часть матча нам удалось сыграть тактически так, как мы договаривались с ребятами перед игрой. Есть некоторые вещи, которые нам необходимо улучшить, в том числе и в индивидуальных решениях», — отмечал после стартовой игры Кубка Латвийской железной дороги с минчанами (3:1) окрыленный и несколько смущенный Озолиньш.

Его в те дни поддержал глава совета рижского «Динамо» Юрис Савицкис: «Приход Сандиса в первую очередь придаст уверенности хоккеистам. Я наблюдал за его тренировками, и видно, как мотивированы игроки. Но нужно понимать, что предсезонная подготовка – это одно дело, а уверенная игра на протяжении всего сезона – это другое».

Cам Озолиньш, как мне кажется, свою тренерскую карьеру начал без раскачки: «Впечатления от новой роли? Мне нравится, хотя, если честно, предложение возглавить тренерский штаб для меня было большой неожиданностью.

На самом деле — это была моя мечта. Не верите?

А что — дали свисток и хронометр. Я всегда об этом думал, еще будучи хоккеистом. Как сейчас помню — гоняли меня тренеры беспощадно, а я фантазировал про себя: ничего—ничего, закончу карьеру, стану тренером и отыграюсь еще. Сам буду командовать... Но только один год. Это была моя мечта, я не вру.

А если серьезно, то играть было проще, ведь сейчас приходится обращать внимание на многие мелочи и нюансы».

Кстати, с новым наставником динамовцы Риги показали неплохие результаты в межсезонье: четыре победы в десяти встречах. Правда, когда стартовал регулярный сезон, первые матчи выезда получились неудачными (поражения в Омске и Новосибирске со счетом 1:3 и 1:2 соответственно). После игры с «Сибирью» тон выступления Озолиньша перед журналистами несколько сменился.

— Эти поражения на старте сезона не должны подрывать веру игроков в себя. Впереди еще долгий сезон. Есть какие—то моменты, которые не выглядят хорошо в таблице, но они проверяют характер коллектива. Они и создают команду.

Привычка к костюму и галстуку

Понятно, что для Озолиньш вся эта история с «Динамо» — большой challenge (вызов), который он с честью принял. И что на начальном пути ему надо помочь. Пройдет не один десяток игр, пока он окончательно поймет — на каком, как говорится, он свете.

— Уже привык к костюму и галстуку?

— Понемногу привыкаю. Хотя все это надуманно, я к такому давно привык. Сам знаешь, какой дресс—код в НХЛ. Там без костюма никуда в день игры. В КХЛ, как начался сезон, тоже самое.

— Мне кажется, на такие вещи больше журналисты обращают внимание. Или я не прав?

— Наверное, прав. Конечно, джинсы и кроссовки — удобнее. Но во время подготовительного периода можно было одеваться, как хочешь.

— Предложение возглавить клуб было, наверное, все же неожиданным?

— В любом случае морально я был к нему готов. Как—никак, в прошлом сезоне на скамейке я провел вместе с командой 35 матчей. То есть всю вторую половину сезона. За это время успел вникнуть во все нюансы, которые были мне доступны, понять — в чем дело, почему не идет игра. Да, для меня это новый опыт. Но это латвийская команда, в которой были игроки, с которыми я еще выходил на площадку. Так что «Динамо» для меня не была командой—загадкой. Да и в КХЛ я поиграл достаточно. Так что, как говорится, я все это прошел.

— Лично для меня твое назначение все равно сюрприз. И даже не само назначение, а твое согласие.

— Для меня такое предложение это и вызов, и доверие со стороны руководства клуба, совета. Могу ли я руководить командой? Такой вопрос я не ставил перед собой. Руководить может каждый. Вопрос — как.

У меня, как и игрока с немалым опытом — свое видение игры, свои мысли и задумки. А вариант с «Динамо» — отличный шанс воплотить их в жизнь. Согласись, не каждому игроку, даже великому, выпадает такая возможность.

В «Динамо» все сложилось наилучшим образом. Получится или нет — увидим в ближайшее уже время.

Колония из США и Канады — коллегиальное решение

— Ты уверен в своих силах?

— Разумеется. Иначе я бы сказал — «нет», и на этом все закончилось бы. Такая работа — это большая ответственность. Моя и моих помощников.

— Тренерская команда — это команда единомышленников?

— По-другому и быть не может. Так что Саша Ниживий и Роджер Лавиньш — именно такие люди. Это было наше совместное с генеральным менеджером «Динамо» Гиртсом Анкипансом решение. Мы должны быть вместе, у нас должна быть одна философия игры. Только тогда что—то может получится. В этот процесс втянуты все. Так должно быть, если мы говорим о конечном положительном результате.

— Состав рижского «Динамо» — сплошь легионеры из Северной Америки. Это твое пожелание?

— Не только мое. Все решалось коллегиально.

— Некоторые из подписанных — твои протеже?

— Ни в коем случае. Я бы так сказал — это плод совместных усилий. Их искал не только Анкипанс. Сейчас, когда в нашем распоряжении девять иностранцев, мы можем строить игру, используя сильные стороны каждого. Хотя... Знаете,

для меня без разницы — иностранец или местный, игрок какой национальности. Уж тем более я не буду делить их на своих и чужих.

За здоровую конкуренцию

— Как известно, ахиллесова пята «Динамо» — слабая конкуренция. В наступившем сезоне с конкуренцией точно будет все в порядке. Она будет здоровой, не искусственной, и на лед будут выходить действительно самые достойные?

— Поверьте, не в моих интересах будет тащить кого—то за уши, подтягивать, а хорошего игрока мариновать на скамейке запасных. Такого точно вы не увидите. Если в фарм—клубе появится интересный хоккеист или в «Риге», которая продолжает выступать в чемпионате МХЛ (Молодежная хоккейная лига), обратит на себя внимание кто—то из молодых ребят, мы немедленно среагируем. Конкуренция будет, я обещаю.

За былые заслуги никого в «Динамо» мы держать не будем.

Это с одной стороны. С другой — ребята все сами понимают. Они получают за свою работу деньги. А значит ответственны. С них спрашивается. На одном коньке никто из них сезон не проскочит.

— Каждый год Юрис Савицкис провозглашает одну и ту же цель на сезон, над которой болельщик, скажем так, умиляется — это завоевания Кубка Гагарина.

— Я его могу понять. Да, взять Кубок Гагарина для динамовцев Риги — нереально, но стремиться к этому надо. Как — это другой разговор.

— Более приземленная задача на сезон — выход в плей-офф. Не так ли?

— А как иначе? Только так. Выход в плей-офф. И это даже не обсуждается.

— Тем более, что три последних сезона в Западной конференции рижане остаются за пределами восьмерки сильнейших.

— Такое положение дел никого не может устроить. И руководство клуба в том числе. Нам, тренерам, тоже все понятно — чего ждут от команды. Наша первая цель — создать коллектив, способный решить такую задачу. Сейчас я не буду разбрасываться обещаниями, но все ребята все прекрасно понимают. И мы понимаем. Если не удастся создать боеспособную команду, о целях можно будет говорить бесконечно. Но что толку...

— Попадете в плей-офф, и...

— Тогда и будем говорить о дальнейшем. Сначала давайте сделаем то, на что мы нацелены «здесь и сейчас». Поверьте, нас интересует только плей—офф. Если нет, если снова 11—е или 12—е место на Западе — я бы не был сегодня главным тренером. Какой тогда смысл?

Болельщиков надо заинтересовать

— Согласись, что как раз такие скромные результаты отвадили и болельщика. Их становится с каждым сезоном все меньше и меньше, посещаемость домашних игр падает.

— Тут тоже есть над чем работать. Будет игра — будут и болельщики. Нам необходимо их заинтересовать.

— Знаешь, больше всего нервировало зрителя, когда твой предшественник, рассказывая о матче, раз за разом повторял — очень старались, играли здорово, самоотверженно, но немного не хватило.

— Я хочу, чтобы очень старались, играли здорово, самоотверженно, но не все получалось, но... Мы победили, мы выиграли.

Конечно, мы не выиграем все 56 матчей. Это спорт. Знаю, что будут и тяжелые моменты, и хорошие моменты.

— За океаном сильно удивились твоему назначению, летом ты много получал поздравлений?

— Поздравления были, в том числе и из-за океана.

— Твой старый друг Валерий Каменский звонил?

— А вот Валера не позвонил. Ничего страшного, по ходу сезона еще увидимся. Знаю, что на счет меня, как главного тренера «Динамо», есть самые разные мнения, самые разные прогнозы, но все покажет игра. Все определит результат команды. Хвастаться своими знаниями, гордиться опытом, доказывать что-то кому-то, я не собираюсь. Это глупо. Смотрим только на результат. В этом плане я прагматик.

Загадочная история с Хартли и сборной Латвии

— Но, знаешь, от такого опыта не отказываются. Я не заикаюсь о том, что ты являешься единственным нашим обладателем Кубка Стэнли, да и поработал ты со многимb великими тренерами.

— Что было, то было. Тренеры на самом деле были выдающимися, все — разные. От каждого я что-то взял для себя. Даже на подсознательном уровне.

— Перед тем, как стать главным тренером рижского «Динамо», у тебя был шанс стать ассистентом в сборной Латвии у Боба Хартли, под началом которого ты играл в «Колорадо». Почему все-таки тогда так и не срослось? Вроде, и Хартли бы только «за».

— Скажу так — о деньгах вообще речи не шло. Там был другой момент. А какова моя роль была бы в сборной Латвии? Просто находится рядом с Хартли, стоять с умным видом на скамейке, или пить вместе с ним кофе — это не для меня. Ни федерация не понимала мою роль, не могла ее сформулировать, ни я не понимал. А зачем тогда все это затевать?

— В федерации потом более точно определили свое мнение — не хотелось в сборной Латвии искусственно создавать место или должность под Сандиса Озолиньша.

— Это ближе к истине. О финансах, поверьте, вообще не говорилось. До этого даже и не дошло. Придет время — не беспокойтесь, я окажусь в сборной Латвии.

— А тебе лично понравилась игра сборной Латвии под руководством Хартли?

— Сам я не был на чемпионате мира, да и не корректно мне оценивать работу более старшего коллеги. Скажу только то, что бросилось в глаза — ребята понимали, что им надо делать на площадке. Это было самое главное. Остальные нюансы — нравится мне что-то в игре сборной Латвии, или не нравится, это все субъективные оценки. На самом деле, в игре ребят в Кельне было очень много хороших вещей.

— Уже после завершения чемпионата мира и до назначения в «Динамо», у тебя были какие-то варианты трудоустройства?

— Варианты были, и не один. Самое первое предложение поступило от Теда Нолана сразу после того, как я закончил игровую карьеру — присоединиться к тренерскому штабу «Баффало».

Первый звонок — от Теда Нолана

— То есть вернуться в НХЛ, но уже в другом качестве?

— Тогда я отказал ему и объяснил причину. Но не буду сейчас распространяться об этом. Были и другие предложения, из того же Денвера, плюс не связанные с хоккеем.

— Зато Нолану «да» сказал Артур Ирбе.

— Да, я помню.

— «Колорадо» — одна из твоих команд в карьере, сейчас в НХЛ переживает не лучшие времена.

— Каждая команда проходит через такое, есть и белые полосы, и черные. Возьмите последние 30 лет, у кого только не было спадов в НХЛ? У того же «Детройта», или последний пример — «Эдмонтон». Но грамотные выборы на драфтах все исправили.

— Давай вернемся к КХЛ. Вопрос может показаться неуместным, но мне важно твое мнение. Латвии нужна команда в этой российской лиге?

— Для латвийского хоккея участие «Динамо» в КХЛ — очень позитивный момент. Тут даже рассуждать не о чем.

Почему? Уровень соревнований высокий. Ведь выступление тех ребят в сборной Латвии, которые не играют в рижском «Динамо», а в других клубах лиги, не удивляет. Это само собой разумеется. Потому что они соответствуют уровню сборной. Потому что уровень КХЛ достаточной высокий. Или другой момент — в первые годы КХЛ в Россию ехали из Северной Америки доигрывать. Сейчас же молодые ребята из КХЛ спокойно перебираются в НХЛ и там не теряются. Это уже тенденция. Да и уровень хоккея в КХЛ растет. То, что было восемь-девять лет назад и сейчас — есть все же разница.

— Раньше игру в КХЛ сравнивали с хоккеем советских времен.

— Сейчас уже такого нет. Все слилось, хоккей стал иным. И таких

команд, которые бы делали упор на советский стиль, уже не осталось.

Хоккей развивается, и с этим не поспоришь. Идет движение вперед. То же самое можно говорить об НХЛ.

Двумя руками — за канадские площадки

— На твой взгляд стоит ли в КХЛ переходить на канадские, маленькие площадки?

— Насколько я в курсе, некоторые команды КХЛ уже перешли на канадские размеры площадок. Мне самому такой размер нравится. Но только потому, что я сам долгие годы играл на таких, и мне это привычнее. Мне комфортно, знаешь все отскоки, знаешь, сколько бежать до бортика, чего ждать. Но это я рассуждаю как игрок.

— Судя по тому, как шла комплектация состава, бюджет у «Динамо» был известен заранее, и деньги пришли из России вовремя. Так?

— Это не ко мне вопрос. Бюджетом я не занимаюсь. Мое дело — тренировки и игры. Мое дело — хоккеисты, которые должны развивать свои навыки и мастерство.

— Еще одна отличительная черта нового состава — несколько молодых игроков с полноценными контрактами.

— В Латвии проблема с переходом ребят из юниорского во взрослый хоккей.

Это другая игра, другая конкуренция, многие теряются, иногда ломаются и даже уходят из спорта.

Так не должно быть. Хочется им помочь. Многие еще дети, с каждым надо работать индивидуально. Получится нам удержать эти таланты — посмотрим. Но мы должны ребятам дать шанс.

— На каких трех китах строится работа тренера Озолиньша?

— Порядок, самоотверженность и ответственность. Так должно быть.

После разговора с Сандисом Озолиньшем не покидало ощущение, во-первых, что у него все получится. В наступившем сезоне буду личным болельщиком Озо, буду переживать за него, радоваться его успехам и огорчаться неудачам. Во-вторых, где-то в подсознании сидит ощущение, что ему под силу возродить то самое «Динамо шуплеровских времен. Симпатичное, непредсказуемое, и такое неординарное. То была веселая команда под стать натуре пана Юло. Главное — появились новые эмоции.

Коммуникация нового уровня

А еще сами игроки не дадут соврать — обстановка в команде заметно изменилась. Изменилась коммуникация. Вот, для сравнения, слова канадца Тима Сестито о том, что происходило внутри «Динамо» при Нормунде Сейейсе в прошлом сезоне.

— По-моему, тренерский штаб дошел до той точки, когда вода уже выше головы. Тактика и внутрикомандная коммуникация была на очень низком уровне. В первом сезоне забросил 19 шайб, большую часть которых забил в большинстве, находясь перед воротами. В следующем же сезоне уже не находился перед воротами и практически не играл в большинстве. Не был на той позиции, в которой использовались бы мои сильнейшие стороны. Когда пришел Озо, было приятное волнение, думал, что последуют изменения в стиле игры.

Но на деле другие тренеры не слушали и не хотели слушать его советы. Испорченный и бесполезный сезон, который оставил неприятное послевкусие. Мне жалко болельщиков, они заслуживали большего. Надеюсь, что с Озо в роли главного тренера и новыми игроками, команда наконец-то выйдет в плей-офф.

Сказано все по делу, все то, о чем мы догадывались, но боялись говорить вслух. Озолиньш для хоккеистов, в отличие от бывшего генерального менеджера — авторитет.

Свой человек, причем очень открытый и честный.

Нет, конечно, и у него есть свои «странности». Например, самая распространенная характеристика: Озолиньш — это человек настроения. А это, как вы понимаете, «мина» замедленного действия. Но это нисколько не мешает ему создавать именно здоровой коллектив со здоровой конкуренцией. А что будет через месяц-другой? Кредит доверия как со стороны руководства клуба, так и со стороны болельщиков у Озолиньша если не безлимитный, то огромный.

Потому что он Озолиньш — легенда как рижского «Динамо», так и латвийского хоккея в целом.

Это не громкие слова, так ведь и есть. Озолиньш — это гарантия интереса. А еще интрига. Он тот человек, который, по-моему, оказался в нужном месте в нужное время. Скажу проще — для «Динамо» это отличный шанс на реинкарнацию.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное