Быть или не быть реновации?

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

 

Не секрет, что из панельных домов, построенных в хрущевские и брежневские времена, скоро будут выжаты все соки. Жилой фонд родом из СССР неумолимо теряет лицо и функциональность. Тем временем, на пятки наступает новая эра европейских теплотехнических стандартов. И, похоже, скоро всем придется проголосовать за энергоэффективное будущее под новой старой крышей. Однако, как у любой идеи есть адепты и скептики, так и у реновации есть сторонники и противники, отмечает программа Латвийского радио 4 «Домская площадь».

Председатель Рижской ассоциации управляющих домами Игорь Трубко за реновацию обеими руками. По его мнению, плюсов – вагон и маленькая тележка. Вот и повод взяться за отопительную систему, вентиляцию, окна, «косметику» и, естественно, крышу и фасад.

«Утепление фасада, чердака, крыши, цокольного этажа и подвала — это необходимые работы. Во-первых, поддерживают конструкцию в нормальном состоянии, не дают возможность ей дальше разрушаться. Во-вторых, это экономия тепла, что соответственно, выгодно жильцам», - отмечает Игорь Трубко.

После реновации дом как-будто одет в шубу. Но за красивые глазки ее никто не подарит, придется коллективно влезть в кредит. Именно это – самый страшный кошмар собственников. Но Трубко поясняет: будет гораздо выгоднее, чем годами копить.

«И даже если кредитный процент, который необходимо оплачивать, весь этот период, например, 10-15 лет, то в любом случае, выгоднее сделать работы сегодня и пусть с этими кредитными процентами окажется как будто заплатили сразу, то я думаю через 15 лет будет инфляция, удорожание рабочей силы, материалов, и поэтому выгодно это сегодня сделать».

Специалисту по жилищно-коммунальным вопросам Айвару Силиниексу слова «реновация» и «кредит» уже набили оскомину. Не верит эксперт в эффективность данного мероприятия:

«Обычно берутся кредиты начиная от 10-15 лет и выше на то, чтобы провести эти реновационные работы. Они не настолько дешевы, как хотелось бы, и возникает вопрос: что произойдет с этим зданием через 10-15 лет, когда еще люди не успели окупить средства вложенные в реновацию и не нужно ли будет им снова вкладывать новые средства в реновацию. Возможно, что это будет некий замкнутый круг по которому они только вкладывают деньги, а реальной эффективности при этом не получают».

Застрять в реновации – это еще полбеды. При утеплении стен, чердаков, подвалов, происходит дополнительная нагрузка на несущие конструкции и фундамент. Как утверждает Силиниекс, никто не показывает жильцам расчет того, сколько дополнительного веса способно выдержать здание. А вдруг новая сбруя угробит старую лошадь? К тому же, нередко темнят и с энергоаудитом.

«Когда сегодня приходят и предлагают реновацию неясно откуда эти расчеты сделаны. Они берут это из максимальных периодов, когда были максимальные расходы тепла. И такие случаи -- пиковые, их нельзя рассматривать как постоянную составляющую. И когда  снимают пиковые показатели и сравнивают с показателями, когда чуть ли не плюсовая температура и говорят: смотрите, как у вас теперь мало расходуется тепла — это некорректно».

У Силиниекса есть опасения и относительно главной вишенки на торте – софинансирования Европейского фонда. Как известно, раньше он покрывал до 50%.

«К сожалению, в 15 году уже не предусмотрено такое финансирование, возможно остаются только те проекты которые были заявлены до 2015 года и на которые был дан положительный ответ. Возможно я ошибаюсь, но вроде бы для Латвии не предусмотрено на 2015 год средств на проведение реновационных работ».

Пенсионерка Элла Яковлевна теперь знает, есть ли жизнь после реновации. Она живет с дочерью на улице Финиера. Дом в прошлом году освободили от строительных лесов. Теперь свеженькое здание с пластиковыми окнами выгодно выделяется на общем фоне Болдераи.

«Раньше окна у некоторых были разбитые, плохо закрывались, очень дуло. У многих внутри была сырость, холодные стены. После реновации в доме стало очень тепло, люди сами регулируют температура, стены и полы тёплые. Два года всё подготавливали, были за и против. Счета стали больше на 10 евро на 10 лет», рассказывает пенсионерка.

Говорят, можно бесконечно долго смотреть на три вещи - воду, огонь и работу другого человека. Похоже, реновация – вещь, о которой можно бесконечно долго… спорить.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное