Алуксне: от выборов до выборов — дороги, безработица и самосознание жителей

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Весной 2013 года в преддверии муниципальных выборов журналисты Latvijas Radio ездили в Алуксненский край. Близится очередное голосование — и корреспонденты вновь отправились в регион, чтобы узнать о мыслях и ожиданиях людей, работе и обещаниях политиков.

Глубокую яму на алуксненской центральной площади Пилс скрыли под гладким покрытием. Рядом поднялась башня лютеранской церкви, которую в XVIII веке спроектировал архитектор Кристоф Хаберландс. За церковью — самая большая гордость горожан — новый культурный центр на берегу озера.

Посреди озера теперь есть еще один мост, который соединяет остров Пилссала со вторым берегом. На краю водоема появилась смотровая башня. В самом городе — немало утепленных домов.

Видно, что в Алуксне пришли европейские деньги. Нельзя отрицать, что внешне город за четыре года изменился. Но что говорят местные жители? 

«В Алуксне вообще ничего не изменилось», — считает мужчина из Яунлайцене.

«Людей стало меньше, все уехали, что мог. Кто за такую минимальную зарплату может работать? Кое-что уже открылось, но этого мало, чтобы люди могли нормально работать и получать нормальную зарплату, с которой можно выжить», — добавила его спутница.

«Прекрасно жить в Алуксне, — считает встреченная пенсионерка. —

У меня все есть, мне всего хватает... Думаю, чище и красивее, более ухоженный [город]. Раньше так не было. Теперь тротуары красиво сделаны, улицы тоже».

«Посмотрите, какие дыры везде! Не заделывают дыры совсем. Ну, да, улицу Пилс сделали, но в других местах!» — придерживается другой точки зрения мужчина из Яунлайцене.

«Мне очень-очень нравится Алуксне. Мне кажется, все изменилось. Мне очень нравится новый пешеходный туннель... Да, работу сложно найти. Халтурки еще есть, но с постоянной работой достаточно сложно», — считает молодая мама из Алуксне.

Дзинтра Звейниеце уже 18 лет — глава краевого фонда Алуксне и Апе. Во многом благодаря ей город гордится обширной сетью негосударственных организаций. Раньше их было около 140, теперь — более 150.

«Можно сказать, что люди и организации стали более умными и целеустремленными. Если раньше они приходили в Центр негосударственных организаций просить совета, как делать это или это, теперь они все могут сами. Нужно только место, где встретиться», — считает Звейниеце. В местном Общественном центре постоянно работают семь организаций, остальные — по расписанию.

В числе волонтеров фонда — люди самые разные, каждый по-своему оценивает город.

«Определенно — Культурный центр. Он не сравним с тем, что было раньше.

Теперь туда может приехать любой художник, и нам не будет стыдно его вести по необструганному деревянному полу...

И новый мост — теперь Пилссала доступен с обеих сторон, и людям значительно легче. На День кладбищ этот мост был переполнен», — рассказала Марта Страдиня, ученица средней школы.

«Мне бы хотелось, чтобы за эти четыре года в городе построили и современный спортивный центр, потому что ангар спортивной школы в критическом состоянии», — считает Друвис Муцениекс, сотрудник краевой думы.

Эдвин Сварс, глава общества инвалидов, в свое время также входивший в думу, рассказал — постепенно видна реализация того, что в Алуксне уже давно назвали своей стратегией развития — но не в промышленности, а в природе и туризме.

«У меня нет цифр, но со стороны кажется, что туристов стало больше», — добавил он. 

Это подтверждает статистика туристического центра. Но важна и проблема уехавших.  

По данным Центрального статистического управления, из-за эмиграции и естественной убыли в последние четыре года в Алуксненском крае жителей стало на более чем тысячу меньше — 15 381 человек.

Работа и дороги — это две главные проблемы, на которые четыре года назад указывал почти каждый опрошенный житель края.

В 2013 году журналисты добирались до хозяйства Арманда Розе (25 км от Алуксне) по разбитой дороге с ямами — теперь же она хорошо заасфальтирована. Розе живет с женой Илзе и тремя детьми, разводит мальков, делает кофе из желудей, печет хлеб.

«Наконец дороги построены. Это огромное подспорье. Мы теперь можем возить дочь в музыкальную школу в Алуксне. В тот раз пытались, но в ремонт машины надо было вкладывать такие большие средства... Потому что ребенка нужно везти не в хорошее время, летом, но осенью, зимой и весной. Поэтому дочка музыкальную школы закончит в средней школе, потому что просто не могли вовремя начать», — рассказал Арманд.

Однако с работой все еще непросто. Но в случае семьи Розе — не потому что делать нечего. Как раз наоборот — возможностей очень много, но нет хороших работников, признал Розе.

«Мне кажется, что сегодня люди просто не хотят делать физическую работу. Например, очень востребован каменщик... С этими работами так, что требования у соискателя высокие, но сам он не может ничего предложить...

Хороший пример, описывающий эту ситуацию, — парень, который у нас работал, у него была хорошая зарплата, и на первые деньги он купил один из лучших телефонов. Но у него не было резиновых сапог», — добавил Розе.  

Уровень безработицы в Алуксненском крае, хотя и сократился за четыре года, по-прежнему выше среднего — в 2016-м составлял 11,2%, по сравнению с 8,4% в среднем по стране.

Но вакансий в местном филиале Госагентства занятости — шесть-семь: доярка, продавец, интервьюер.

Почти половина местных нетрудоустроенных не работает годами, многие и не хотят, признала глава филиала Виргиния Велькере.

«У большинства тех, кто мог бы делать физическую работу, в основном проблемы с зависимостью — думаю, примерно 90%. Их нет смысла брать на работу, может, неделю как-то продержатся. Это очень болезненная проблема», — считает Велькере.

На прошлых муниципальных выборах себя хорошо зарекомендовала группа предпринимателей-единомышленников Alūksnieši: ее представитель Артур Дукулис стал мэром края. Дукулис гордится, что четыре года думе удалось проработать конструктивно, без интриг и переворотов.

Самым большим достижением мэр считает полученные из Европейского фонда регионального развития средства — в предыдущем периоде планирования они прошли мимо края.

Говоря о несделанном, Дукулис указал: очень мало вложено в развитие социальной инфраструктуры. Не закончена и школьная реформа - с 2013-го закрыта одна школа, еще две ликвидируют в этом и следующем году.

Мэр рассчитывает, что приведенная в порядок туристическая инфраструктура позволит привлечь больше гостей, которые будут оставаться на ночлег — что станет плюсом для местных предпринимателей.

Само самоуправление получило упрек Госконтроля за вмешательство в предпринимательскую деятельность, поскольку дешевые помещения арендовало и Alūksnes nami. Дукулис это опровергает, указывая, что возможностью пользуются только рабочие дорожной и лесной сфер — а предприниматели такую нишу не предлагают.

«Как быть очень широко развитому предпринимательству — это я не могу сказать», — указала Яна Зилгалве, одна из трех оппозиционных депутатов, выбранных в местную думу от Национального объединения.

В данный момент она в декрете, но три с половиной года проработала в муниципалитете — и, по ее словам, разочаровалась: так быстро, без аргументов и подсчетов, депутаты принимают решения о развитии края.

  

Однако есть и еще один сложно измеряемый показатель, на который указывает почти каждый собеседник журналистов — местное самосознание, гордость собой и краем. Об этих переменах говорят и мэр, и лидер негосударственного сектора Звейниеце.

«Если раньше, лет 20-30 назад, было так: ехал в Ригу и было стыдно рассказывать, что ты из Апе или Алуксне, то теперь все гордо говорят — да, я из Алуксне.

Это действительно изменилось. Мы очень горды всем, что у нас есть», — заключила она. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное