Российская оппозиция. Конкуренты Навального (часть II)

Обратите внимание: материал опубликован 10 лет назад

Я всё ещё в Москве и всё ещё пытаюсь найти следы Алексея Навального, которого здесь называют самым видным оппозиционным политиком. С журналистами он почти не общается, пресс-секретарь кандидата в мэры оградила его словно каменной стеной. За информацией иду к конкурентам Навального – лидерам других партий Российской оппозиции.

Волна народного протеста, которая на всеобщее обозрение вынесла Алексея Навального, подпитала и старые оппозиционные движения и дала жизнь многим новым. Владимир Рыжков – оппозиционер с 20-летним стажем, сопредседатель партии РПР-ПАРнас вместе с Борисом Немцовым и Михаилом Касьяновым.

«Без протестов у нас не было бы сейчас зарегистрированной партии, именно протесты вынудили власти изменить партийный закон. До протестов у нас было 7 партий, а сейчас 70. Произошла кардинальная партийная реформа. Если до протестов партию в России невозможно было зарегистрировать, то после это стало очень легко. Выборы 8 сентября будут первыми, в которых примут участие десятки партий», - говорит Рыжков.

РПР-ПАРНАС считается серьезной политической силой. Они, кстати, и выдвигают Навального на пост мэра Москвы. Однако, несмотря на это обитает партия в подворотне жилого дома – в подвале в самом конце тёмного коридора.

Офис партии «Яблоко» выглядит более презентабельно, но он похож на муниципальное учреждение и не идёт ни в какое сравнение с современным, модным и весёлым штабом Алексея Навального. Сторонники Навального уверяли: «динозаврам» оппозиции они уже не верят, поэтому и не идут сюда. Оппозиционеры со стажем полны энергии.

Кандидат в мэры столицы от «Яблока» Сергей Митрохин сравнивает политический процесс со спортом, а обещание одолеть нынешнюю власть с мировым рекордом: «Допустим, вы спортсменка, прыгаете в высоту и хотите взять планку в 2 метра. К вам кто-то походит и говорит – если раньше не получалось, то почему сейчас получится?».

Кандидат в мэры Москвы от «Яблока» Сергей Митрохин

Все мои собеседники – либералы, националисты и социалисты обещают одно и то же - децентрализацию власти, честные выборы, борьбу с коррупцией и прекращение госпмонополии на природные ресурсы. Звучит правильно. Однако объединять усилия никто не спешит.

«Среди оппозиционеров есть фашисты и скрытые фашисты, есть революционеры-провокаторы, есть «леваки», которые хотят всё отнять и поделить, призывают к революции, то есть – к крови… Мы с ними должны объединяться только потому, что они против Путина? Мы этого делать не будем!», - восклицает Митрохин.

С Митрохиным сложно не согласиться: национализм многих политиков правого толка пугает. Главный объект – нелегальные мигранты, которые в Москве чаще всего работают «в сфере ЖКХ» - дворниками, по-нашему.

Владимир Милов, лидер партии «Демократический выбор», уверен, что мигранты способствуют развитию преступности и наркомании. Да и вообще – Россия должна быть страной русских.

А вот лидер незарегистрированной Национально-демократической партии Константин Крылов приверженец теории заговора. Он уверен, что цель нынешней политической элиты – изгнать из страны этнических русских и заселить Россию жителями Средней Азии.

Впрочем, так до сих пор и непонятно, как именно националисты планируют, по их собственным словам, вернуть Россию русским. Всё, что я слышу в ответ на свои вопросы, одна и та же мантра – «Россия без Путина! Россия без коррупции!».

Журналист газеты «Коммерсантъ» Александр Черных говорит, что национализм некоторых местных политиков – неуместен. «На мигрантов легче всего свалить проблемы города. Они – самая бесправная часть населения и выступают в роли коллективного козла отпущения. Вместо того чтобы долго решать сложные вопросы, говорится – решим проблему мигрантов и всем станет легче дышать. Педалирование этой темы как самой главной перед выборами рождает в людях представление, что действительно – всё зло от мигрантов», - поясняет Черных.

Кого нельзя обвинить в ксенофобии, так это Российских левых. Представитель движения «Левый Фронт» Илья Пономарев обещает пересмотреть результаты приватизации, ввести прогрессивный налог и бесплатную медицину.

На левом фланге российской политики нет единства. Ярослав Алёшин, активист Российского социалистического движения говорит, что они «Левому Фронту» не верят, хотя в теории разделяют те же ценности. Впрочем, у самого СДР нет ресурсов, чтобы развернуть предвыборную кампанию. «Мы подлинная рабочая партия, у к которой нет ничего, кроме оков», - говорит Алёшин.

Публичная встреча левого движения в Москве

Ещё одна вещь, которая объединяет Российских оппозиционеров – отрицательное, даже немного болезненное отношение к Алексею Навальному. Его обвиняют в популизме, национализме, авторитарности управления.

В партии «Яблоко» считают, что Навальный украл у них девиз и пункты предвыборной программы, Милов дипломатически заявляет, что Навальный – это и вовсе тайный проект нынешней власти.

Я прихожу на интервью к каждому из этих политиков, чтобы поговорить об их партии, но в итоге наша беседа всё равно сводится к Навальному. Создаётся ощущение, что Навальный не только центр протестного движения, но и навязанный политологами стереотип. Так думают и сами оппозиционеры. Вообще же фамилия главного противника нынешней власти уже набила оскомину. Вот только увидеть политика лично никак не удаётся.

В социальных сетях гуляет слух о тайной встрече Навального с избирателями в районе Зюзино. Больше никаких подробностей. Адреса не знаю, но сажусь на серую ветку метро и…

…продолжение следует.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное