Латвия стремится упорядочить сферу лоббирования — но уже 10 лет не получается

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Отношение к лоббированию в латвийском обществе — скорее негативное: в народе оно ассоциируется с подкупом нужных людей, от которых зависит принятие решения — должностных лиц, политиков, депутатов. В KNAB считают, что причина — в недостатке информации. Там поддерживают идею создания регулирующего сферу закона, в том числе и регистра лоббистов, сообщает программа «Домская площадь» Латвийского радио-4.

Латвия стремится упорядочить сферу лоббирования — но уже 10 лет не получается
00:00 / 00:00
Скачать

То и дело сообщают, что администраторы неплатежеспособности оказывают влияние на работу правительства и парламента, что в Латвии процветает банковское и строительное лобби. Якобы за большие деньги частный бизнес может сделать так, что закон трогать не будут — или пересмотрят его в интересах отрасли. Отсюда в массовом сознании — прямая параллель: лобби и коррупция — близнецы-братья. Причем сиамские. А кто-то и вовсе считает, что лоббирование — это высшая форма коррупции. Такое отношение со знаком минус — от недостатка информации, уверена и.о. начальника Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК, KNAB) Илзе Юрча.

«У людей очень мало информации о том, что это такое. В странах старой демократии это очень распространенное явление. Оно нормально отрегулировано, прозрачно и понятно. Если бы общество понимало, что это такое, если бы было определено законом, то, я думаю, это негативное отношение поменялось бы.

Лоббирование — это процесс, когда на должностное лицо воздействуют частные лица, представляя свои интересы или интересы каких-то групп.

Если оно честно происходит, и всем понятно, кто, что, зачем и когда лоббирует, в лоббировании нет ничего плохого, потому что только тогда государство может принимать качественные законы, если слушает представителей конкретной сферы и принимает во внимание их нужды», — указала она.

Лоббирование, основанное не на деньгах, а на убеждении — законно. Вот только такого закона в Латвии нет, хотя вопрос о его необходимости поднимался не один раз. Три года назад антикоррупционное бюро разработало проект закона об открытости лоббирования, но правительство даже не стало его рассматривать. Слишком много было недовольных: «Лучше никакого закона, чем плохой», — вынесли вердикт министры. Это была не первая попытка узаконить лоббирование, а значит, взять его под контроль, указала Юрча.

«Мы уже долго в этом процессе. И, знаете, как-то руки опустились, потому что время от времени эти вопросы актуализируются, потом опять они уходят в небытие, потом опять поднимаются.

И как-то мы уже устали заниматься этим более десяти лет», — добавила она.

Получается, де факто лоббирование есть — в частности, им занимаются отраслевые общественные организации, но де юре его не существует. И на это упущение Латвии уже давно указывают международные организации.

Проблема, связанная с тем, что лоббирование не регулируют, приобретает актуальность в свете общеевропейских политических тенденций, комментирует политолог, исследователь Центра общественной политики Providus Валт Калниньш.

«Число стран, в которых есть законы о лоббировании, увеличивается.

Можно сказать, что это довольно серьезная тенденция в Европе в течение последних 15 лет, когда такого рода законов стало больше. Еще не во всех европейских странах такие имеются, но тенденция такая достаточно ясная», — указал он.

Задача закона о лоббировании — сделать этот процесс еще и прозрачным, чтобы было понятно, как происходит принятие политических решений: какие решения продвигаются через лобби, кто заказывает и зачем это нужно. Содействовать этому должен регистр лоббистов, уверен Калниньш.

Против создания такого регистра возражала ассоциация лоббистов, созданная в 2012 году с целью притормозить принятие закона о лоббировании. Профессиональным лоббистам, как они себя называли, не понравилось, что закон исходит от KNAB, и таким образом на первый план выходит борьба с коррупцией.

Можно работать и без закона и регистра лоббистов, считает учредитель ассоциации Гунтар Гринвалдс, экс-министр юстиции, ныне предприниматель.

«Непонятно, зачем это нужно. Уже в каждом министерстве, если кто-то идет представлять какие-то интересы, должен быть список на страничке каждого госучреждения: встречались с таким-то лоббистом по такому-то поводу. И создавать дополнительный список не вижу смысла», — указал он.

Гринвалдс добавил, что ассоциация готова взять на себя создание списка и гарантировать, что лоббист соблюдает этический кодекс организации. «Это бы гарантировало, что нет других подозрений насчёт другого вида лоббирования — только убеждение и аргументы.

Я думаю, этот закон — юридический стоп-кран для лоббистов, они работают не закрыто, а открыто, то есть аргументами»,

— заявил он.

Ассоциация лоббистов юридически еще существует, объединяет с десяток частных лиц и компаний, но активной деятельности не ведет. Для членов организации лоббирование — это бизнес. Они отстаивают интересы заказчика за деньги, используя разные рычаги влияния: PR в средствах массовой информации в частности.

Сам Гунтар Гринвалдс успешно лоббировал интересы девелоперов, Национальный альянс которых он возглавляет.

В Рижском замке 9 июня проходит семинар «О необходимости регулирования лоббирования в Латвии». Он организован по инициативе Комиссии по совершенствованию правовой среды при президенте Латвии. Глава государства Раймонд Вейонис также участвует в мероприятии.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное