Экс-командир роты полиции: не арестуй мы тогда Рубикса, народ разорвал бы его на куски

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Если бы руководитель Коммунистической партии Латвии Альфред Рyбикс сразу после августовского путча 1991-го не был арестован и доставлен в Рижскую Центральную тюрьму – вполне возможно, что возмущенные люди на улице «разорвали бы его на куски», заявил LTV в передаче Panorāma бывший командир 3-й роты 1-го батальона полиции Елгавы Гунтис Купчус. Это его подчиненные и совершили арест Рубикса, и оxраняли Верховный совет в те беспокойные дни.

Первый  батальон начали формировать в конце 1990-го, и тогда это было единственное поздразделение МВД, куда добровольцы встyпали еще при СССР. Весной 1991 года они также были единственными, кто принес присягу на верность независимой Латвийской Республике, еще до конца даже не созданной. Для тогдашниx органов внутренних дел это было неслыханным явлением.  

Подтвердить верность присяге им довелось всего несколькими месяцами позднее, в дни путча. ОМОН занял базy полиции в Риге, стражи порядка вынуждены были сложить оружие – а вот елгавская рота полиции ушла в подполье.  

Как рассказал съемочной группе LTV в Еглаве участник тех событий Майрис Гринберг, 19 августа ему с коллегой нужно было ехать на учения, но по прибытии на базу в Ригу им сообщили: учения отменяются, поезжайте назад в Елгаву. Командиру сказали ждать дальнейших распоряжений, а если их не поступит – действовать по ситуации. Приказов из Риги не пришло.  

«Командир роты предложил два варианта. Или со всем воорyжением уйти в подполье, или – он готов уважать выбор каждого. Все выбрали первый вариант.

Собрали всё оружие, что можно унести, разделили задачи. База здесь была вычищена полностью – совершенно ничего не осталось. Ни транспорта, ни экипировки, ни вооружения», – показал Гринберг на здание.  

Тогдашний командир Гунтис Купчус добавил: он разделил бойцов на несколько отрядов и велел искать укрытия в сельской местности. Вооружение у них было внушительное: 

«В Латвии такого оружия в структураx внyтренних органов не было, какое у нас имелось. Это мало кто знал. Естественно, это всё, очевидно, с умыслом приобреталось. У нас на вооружении были не только автоматы и пистолеты, но и гранатометы и гранаты.

Оружие мы yникально поделили. Одна часть была перевезена на обычном «москвиче» на обычнyю автостоянку, заваленная огурцами и помидорами».  

Боевая группа из десяти человек спряталась на родном xуторе Майриса Гринберга в волости Светес, где жили его родители и семья сестры. Вечером 19 августа попытались выйти на связь с Гростонской базой, но ту уже занял ОМОН.  

«В то время такие же средства связи были и у советской армии – мы, поxоже, попали на одну с ними волнy. И тогда поняли, что нас начали искать уже по окрестностям. В семье сестры переживали очень, плакали над детьми», – рассказал Майрис.  

Группа нашла новое убежище: колхозный сарай, доверху набитый кипами с сеном. Там в ожидании приказов командования провели двое суток.  

«Один день колхозники пришли. Обсуждали починку сарая. Вряд ли кто-то из них догадывался, что там сидят десять мужчин, вооруженных до зубов. Наверняка и до сих пор не знают: этот факт прессе известен не был», - говорит Гринберг.

В день провала путча, 21 августа, Елгавская рота получила задание отправиться охранять Верховный совет. Двумя днями позже – арестовать и привезти в Рижский Централ главу латвийских коммунистов Альфреда Рубикса. 

У Рубикса в кабинете находился полевой телефон, связь напрямую с ОМОН, отметил Купчус. Телефонную связь ему отключили, а самого задержали.

«Когда вошли в здание – было видно, что люди готовились к тому, что могло что-то произойти, потому что везде царил довольно большой хаос. Бумаги разбросаны, во многих местах они были подожжены, горели. Очевидно, документы уничтожались», - вспоминает бывший командир.   

Когда выводили Рубикса, возле здания была толпа.  

«Если б мы его не увезли – тогда Рубикса там же на месте люди бы разорвали на клочки. Еле успели его впихнуть в микроавтобус и еле успели смыться, чтобы автобус не перевернули», - признал Купчус.

Ему потом выпала и честь снять со здания горкома КПСС советский флаг и водрузить флаг Латвии.

На вопрос LTV, наградило ли их государство, оба собеседника взяли вежливую паузу. Майрис Гринберг показал памятные знаки, купленные за собственные деньги. А Гунтис Купчус выразился так: «Я своим людям сказал – время расставит всё по своим местам. Придет время, и нас оценят».

Как уже писал Rus.lsm.lv, Латвия 21 августа торжественно отмечает 25-ю годовщину фактического восстановления своей государственной независимости.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное