Депутаты сдержанно отнеслись к идее ограничить наличные накопления чиновников

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

О том, чтобы ввести для должностных лиц ограничение на сбережения в наличных деньгах или более строго контролировать эти средства, депутаты Сейма, которые должны решать подобные вопросы, говорят по большей части уклончиво. Это позволяет думать, что если соответствующие поправки в закон и будут предложены, то вряд ли найдут поддержку. Депутаты говорят — что-то делать надо, но подобные ограничения означали бы слишком упрощенный подход к проблеме нечестных чиновников.

«Предстоит дискуссия, и те, кто будут решать, и покажут, кто есть кто», - говорит генеральный директор Службы госдоходов (СГД) Инара Петерсоне. После того, как передачи LTV рассказали о сотрудниках СГД, в распоряжении которых имеются крупные суммы наличных сомнительного происхождения, гендиректор службы обязалась инициировать законодательные изменения - в частности, ввести ограничения на хранение таких средств.

Это может быть либо определенный лимит на денежных сбережения, либо обязанность доказать законность происхождения этих средств и периодически, на короткий срок вносить эти средства на банковский счет, чтобы показать их наличие — как это происходило при подаче нулевой декларации.

Тот факт, что для подобных дискуссий основания есть, признает Председатель комиссии Сейма по безопасности, внутренним делам и предотвращению коррупции Айнар Латковскис («Единство»): «Зачастую коррумпированные должностные лица указывают крупные накопления наличными. Зачем это делается? Скорее всего, у них таких средств нет, но они рассчитывают эти деньги нажить».

Однако, по мнению Латковскиса, гораздо больший эффект могут дать другие решения. Например, для контроля за сотрудниками правоохранительных органов следовало бы укреплять бюро внутренней безопасности.

Размышляет об инициативе СГД и представитель СЗК Карлис Сержантс: «Не будет ли это снова банковским лобби? Ведь за то, чтобы зачислить на счет и тут же снять средства, каждый банк получает немалые комиссионные.  С другой стороны, да, такое требование могло бы быть. Хотя  это и не исключает, что политик пойдет к какому-нибудь своему корешу, возьмет эти деньги на пять минут, снимет и вернет. Я бы большее внимание уделял подаркам, ссудам и завещаниям».

Представитель Национального объединения Гайдис Берзиньш обещает изучить предложения министерства финансов, если таковые в этой сфере появятся: «Такая  проблема существует, следует подумать, как ее решить. В целом за это регулирование отвечает министерство финансов. Поэтому, если Минфин выйдет с конкретным предложением, мы его оценим».

Аналогичную позицию занимают и оппозиционные партии.

«На мой взгляд, эти предложения необходимо сформулировать в письменном виде. (..) Ну, у меня есть вопрос, где она [генеральный директор СГД] была все эти годы, когда она возглавляла Службу государственных доходов, и до этого момента не осознавала такой проблемы в своем доме», - говорит Андрей Элксниньш («Согласие»).

При этом сам  Элксниньш — один из тех, кто свои немалые сбережения (на 2014 год они составляли 45 000 евро) в банке не хранит.

«Это уже много лет, после краха Krājbanka и других безобразий в банковском секторе, моя личная позиция. Никогда не скрывал — СГД проверяла меня уже несколько раз и признала, что все в порядке», — заявил депутат.

Более конкретные обсуждения в Сейме могут начаться через один-два месяца. Поправки к закону, направленные на ограничение накоплений в наличных деньгах, СГД пообещала разработать к марту.

Как уже писал Rus.lsm.lv, журналисты передачи LTV De facto, проанализировав 111 деклараций следователей СГД, пришли к выводу, что, похоже, многие из них либо не доверяют банкам, либо, возможно, пытаются легализовать средства, полученные незаконным путем. Декларации 33 чиновников вызывают подозрения: в них указаны только накопления в наличных, ежегодные денежные подарки от родственников, выданные третьим лицам крупные займы и выигрыши в азартных играх.

В свою очередь, изучив «финансовую империю» бывшего сотрудника Финансовой полиции Роберта Дирненса и его брата Каспарса Александрова, передача LTV «Запрещенный прием» выяснила, что банковские кредиты для ее создания не использовались, и, поскольку происхождение денег остается неизвестным, это наводит на мысль, что они получены путем отмывания средств и легализованы через покупку недвижимости.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное