Возможно, насилие имело место и в Адамовской школе-интернате

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Расследовав инцидент с предполагаемым избиением ребенка в Адамовской школе-интернате, Государственная инспекция по защите прав детей сделала вывод, что избиения не было, зато учительница наступила школьнику на ноги, сообщает Latvijas radio. В Адамове жили дети из Елгавского детдома, о котором поступали сигналы о сходных нарушениях.

Инспекция отправила письмо с результатами проверки в школу, сообщив, что необходимо заслушать и других свидетелей, с которыми инспекторам ранее поговорить не удалось.

О возможных нарушениях в Адамовском интернате сообщалось в серии репортажей Latvijas radio «Дети системы». О подозрениях насчет физического насилия там писала в своем заявлении и общественная организация «Дети – детям». В письме были задокументированы нарушения в Елгавском детдоме, были присоединены фото синяков у одного из детей.  Психологу мальчик признался, что синяки получил, находясь в Адамовском интернате – по его словам, от воспитательницы. 

Двумя месяцами позже общество «Дети – детям» направило правоохранительным органам второе заявление, где снова указало на нарушения в Елгавском детдоме. И в этом документе тоже упоминалось об инциденте с ребенком, вернувшимся в детдом из Адамова – на каникулы. На руках и голени мальчика красовались синяки. Он разрешил их сфотографировать психологу Андрии Ликовой. И пояснил: его била туфлей на шпильке воспитательница в интернате.

«Мальчик рассказал, что персонал там бьет детей, и, если ему снова придется снова туда вернуться после каникул, он убежит», - поделилась Ликова.

Инспекция по защите прав детей начала проверку в Адамове. На этой неделе с предварительными ее результатами ознакомлено руководство интерната.  Его директор Янис Пуриньш еще на прошлой неделе по телефону сказал Latvijas radio, что «факты не подтвердились» - по его словам, об этом его информировала резекненскмй инспектор:  

«Цитирую этот акт. Во время проверки не было получено информации, что 9 марта 2017 года учительница пинала ученика ногами. Во время проверки выяснилось, что между учительницей и учеником 9 марта 2017 года возник конфликт, но избиения не было. Обращаем ваше внимание на то, что о конкретной ситуации еще собирается дополнительная информация», - заявил Пуриньш.

Происхождение синяков на ребенке он объясняет тем, что мальчик мог их получить на прогулке или в драке со сверстниками. По словам директора, воспитатели могут иногда крепко взять ребенка за руку, но это нельзя назвать злонамеренной физической расправой. Иными словами, Пуриньш допускает, что дети, негативно настроенные по отношению к воспитателям, в ходе интервью у психолога могли оболгать персонал школы:

«Ну не должно было быть таких случаев, чтобы нарочно били ребенка туфлями, да на шпильке. Я могу положа руку на сердце сказать, что такого не было. Наши учительницы и в туфлях-то на высоком каблуке не ходят – они же весь день на ногах, это невозможно».  

Latvijas radio, работая над темой «Дети системы», изучило статистику того, насколько часто Инспекция по защите прав детей старается собрать необходимые доказательства вместо того, чтобы закрыть дело. Нарушения констатированы примерно в 7% случаев (на тысячу полученных заявлений). Предупреждение объявлено и руководству Елгавского детдома.

Что касается Адамова, то о жизни там рассказали радиожурналистам бывшие воспитанники. По словам 19-летней Миранды Шнепсте, тогда там был тот же директор, работали практически все те же воспитатели. Ребкнком Миранда проучилась в Адамове со второго по пятый класс.   

«Нас там били. Там было нечто вроде камер. Я все время жаловалась на это в детдоме, когда за мной приезжали, а они все время отвечали – этого не может быть. Этого не может быть.  

Есл мы не слушались, за волосы дергали. Толкали в стену. Говорили: если ты то-то не сделаешь, ты школу не окончишь, мы тебе двоек наставим. После меня еще многие дети ушли из той школы – может быть, их просто выкинули за то, что они эту информацию сообщили. Мы звали это место АЦТ – Адамовская центральная тюрьма», - говорит Миранда.  

В Инспекции по защите прав детей последняя жалоба на Адамовский интернат поступила два года назад, но в ней не шло речи о насилии. Сейчас же инспекция официально уведомила руководство интерната,  что еще продолжает выяснять обстоятельства инцидента с возможным применением насилия воспитательницей. Там были свидетели, которых инспектора не смогли повидать – но хотят сделать это, говорит представитель ведомства Лиене Масленникова:  

«Получены подтверждения тому, что воспитательница наступила ребенку на ноги, вопрос сейчас – при каких обстоятельствах это произошло. Так как там указаны другие присутствовавшие свидетели, , чтобы оценить это, инспекция планирует выяснить мнения еще нескольких конкретных детей. Мне не хотелось бы разглашать, что именно сам мальчик сказал об этом случае с наступанием на ноги. Да, это произошло. Но вопрос, при каких обстоятельствах. Информацию еще следует уточнить». 

Как уже писал Rus.lsm.lv, в серии передач Латвийского радио и телевидения «Дети системы» рассказывалось о череде запущенных проблем в детских домах и отсутствии должного контроля над происходящим там.

Инспекция здравоохранения провела проверку в детском доме Елгавы, где эксперты общества Bērni bērniem («Дети - детям») обнаружили возможные нарушения. Результат – проступки выявлены не были.

Руководитель Елгавского детского дома Майя Нейланде отрицает любую возможность грубого отношения к детям в подведомственном ей учреждении. Впрочем, в эфире передачи «Точки над i» на LTV7 Нейланде признала – дети ее не любят. «Потому что я строгая», - пояснила она.

Чтобы исправить ситуацию в закрытых учреждениях, где нередко нарушаются права человека, Латвия, вероятнее всего, вскоре ратифицирует особый протокол к конвенции ООН о пресечении пыток, жестокости, унизительного и бесчеловечного содержания и наказания. Он предусматривает создание особого надзорного органа, проверяющего такие учреждения. 

Внеплановые, внезапные проверки независимого ведомства в центрах социальной опеки, тюрьмах, психоневрологических больницах и детских домах (с вынесением оценки ситуации там) могут дать хороший эффект. Для этого Бюро омбудсмена дадут полномочия на создание механизма так называемой национальной превенции. Эту возможность реализует Кабмин, передав соответствующее предложение Минюста на рассмотрение Сейма.

То, что часть воспитанников детских домов отправляют учиться в интернаты, в качестве проблемы в 2015 году в своем сообщении выделил и омбудсмен Юрс Янсонс. Тогда он указал, что, возможно, руководство детдомов действует так, руководствуясь не интересами ребенка, а стараясь сэкономить. Министерство образования и науки (МОН) надеется изменить ситуацию, оказавшись от финансирования обычных школ-интернатов. МОН также подчеркивает, что сироты с особыми потребностями могут учиться и в обычных школах.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное