Уголовное дело о трагедии в Золитуде: могли, но не сделали, что были должны

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Могли, должны и были обязаны предотвратить обрушение здания торгового центра «Максима». Это главные выводы следствия по уголовному делу о трагедии в Золитудев отношении девятерых обвиняемых, сообщает LTV7. 

Восемь из девяти обвиняемых в уголовном деле о трагедии в Золитуде на каком-либо из этапов строительства здания должны были заметить опасные нарушения. А значит, и предотвратить трагедию. Во-первых, стройинжинер Иварс Сергетс. Он, по версии следствия, допустил грубую ошибку при расчетах. Нагрузка на среднюю часть несущей фермы была в 6,5 раза больше допустимой. По информации Латвийского телевидения, Сергетс должен был пересчитать нагрузку, но не пересчитал. С журналистами он общается только через адвоката Артура Звейсалниекса.

«Он этот узел не проектировал, его проектировала фирма «Виком». Сергетс не разрабатывал конкретные узлы», — заявил адвокат. «В момент, когда конструкция превратилась из цельной в состоящую из двух частей — Сергетс должен был об этом знать и должен был пересчитать нагрузку?» — «Нет, такого задания у него не было». — «Кто должен был пересчитать нагрузку?» — «Это вопрос к суду».

Несмотря на это, Сергетс ещё не сформулировал мнение — признавать свою вину или нет.
Андрис Гулбис — строительный эксперт. Должен был проверить данные, предоставленные Сергетсом о нагрузках, но не проверил. Положился на то, что Сергетс всё рассчитал правильно и утвердил проект. Давать интервью отказался.

Андрис Калинка — архитектор. Отвечал за строительный проект в целом. Версия следствия: легкомысленно выполнял обязанности. Подписал документ о том, что здание готово к эксплуатации. С журналистами общается через адвоката Яниса Юнкерса, и только по электронной почте. Виновным себя не признаёт.

«Предположения обвинения о вине Андриса Калинки ошибочны, — говорит Янис Юнкерс, адвокат Калинки. — Прочность, жесткость и устойчивость здания обеспечивают строительные конструкции. Архитекторы не производят расчёты строительных конструкций, не разрабатывают их решения, не надзирают за их изготовлением и монтажом,  а также не могут проверить их правильность».

Станислав Кумпиньш руководил строительными работами торгового центра. Под его руководством построили первую очередь здания «Максимы». Версия следствия: легкомысленно проводил проверки на объекте, имел возможность выявить ошибки проектирования. Кроме того, не сообщил столичной стройуправе о пожаре, который произошел на объекте ранее.

Прежде Кумпиньш заявлял: вину не признаёт, говорит — обрушение произошло из-за ошибок Сергетса. С журналистами общаться избегает.

Мартиньш Друдиньш вел на объекте стройнадзор. Принял выполненные на объекте работы — вместе с ошибками Сергетса. Комментариев не дает.

Вышеперечисленных лиц обвиняют по статьям за нарушение строительных норм и за убийство по неосторожности — они предусматривуют до 4 или 5 лет тюрьмы соответственно.  

Янис Балодис — инспектор Рижской стройуправы. Руководил комиссией, которая приняла в эксплуатацию первую очередь здания. Не обнаружил, что выполненные работы не соответствуют техническому проекту. И что фермы, поддерживающие конструкцию, искривлены, а болты и гайки не соответствуют документации. Считает, раз фермы были изготовлены вне объекта, значит, и проверять их не нужно.

Айя Мельникова руководила отделом стройнспекторов Рижской стройправы. Утвердила акт о приёме в эксплуатацию первой очереди объекта. Не обеспечила ни одной плановой проверки объекта. Внеплановая проверка была, но  проведена несвоевременно и некачественно. Не заметила следы пожара. Себя виновной не считает.

Марика Трейя — руководитель отдела оценки строительных проектов Рижской стройуправы. Выдала разрешение на строительство первой и второй очередей объекта в Золитуде. Не обнаружила недочёты проекта. Виновной себя не считает.

Эти сотрудники Стройправы проходят в уголовном деле по статьям о халатности должностного лица, вызвавшей тяжелые последствия. Им грозит до 5 лет тюрьмы.

Инна Шуваева была единственным специалистом «Максимы» по охране труда. Отвечала за все магазины — а их более 140. Из-за её халатности работники магазина продолжали работать в чрезвычайной ситуации до самого обрушения. Ей грозит до 5 лет тюрьмы. Себя виновной не признаёт. Говорит, работники в тот роковой день все делали правильно. В магазине звучала пожарная сигнализация, но ведь пожара не было.

Отметим, что, если первых пять обвиняемых суд признает виновными сразу по обеим статьям —  тюремный срок они могут получить за каждую из них. За одну полностью — за вторую — половину срока. Таким образом, Сергетсу, Гулбису, Калинке, Кумпиньшу и Друдиньшу максимально грозит до 7,5 лет тюрьмы. Первое заседание суда по этому громкому уголовному делу намечено на 8 декабря.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное