Сексуальные меньшинства в Латвии остаются юридически уязвимыми

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Повышение информированности общества в вопросах прав человека, разнообразия, сексуальности, гендерной идентичности — такова одна из целей Европрайда, проходящего в Латвии на этой неделе. Он завершится в субботу шествием сексуальных меньшинств и их сторонников, вновь вызвавшим горячие дискуссии в обществе.

 

Европрайд — это международное мероприятие, с 1992 года проводящееся в различных городах Европы. В этом году он впервые пройдет в Риге, где первое подобное шествие состоялось всего десять лет назад.

Интервью психолог Йоланта Циханович дала в квартире, которую совсем скоро планирует продать — она решила переехать в Великобританию. Ее девушка, о которой Йоланта распространяться не хочет, гражданкой ЕС не является, и чтобы жить вместе, она на пять лет оформила в Латвии студенческий вид на жительство.

«Мы прожили здесь пять лет, оплачивая учебу, которая, конечно, никому из нас нужна не была. Ну ладно, мы шутим, что так сильно любим друг друга, что действительно готовы платить за возможность быть вместе, — рассказывает Циханович. — Подруга также знает латышский, очень старалась погрузиться в латышскую культуру. [Когда пять лет прошло], мы отправились [в Управление по делам гражданства и миграции] узнать, как можно сдать экзамен на гражданство. Оказалось, что никак — если человек учится здесь как студент, год за год не считается. Он считается за полгода. Это означает, что нам здесь нужно прожить еще пять лет, и если законодательство не изменится, то [супруга] сможет претендовать на гражданство. Мы решили, что это чересчур».

Решение уехать далось тяжело, потому что Йоланта всегда чувствовала себя частью Латвии и хотела бы жить и платить налоги в своей стране.

«Я всегда была большой патриоткой, еще с баррикад и 1990 года, когда учила людей говорить по-латышски. Мне очень хотелось, чтобы люди чувствовали себя здесь хорошо, знали язык и культуру. Но теперь такое ощущение, что я понемногу отдаляюсь, и у меня нет чувства, что я вернусь», — говорит психолог.

В Англии Йоланту уже ждут ее дочь и много друзей, которые по разным причинам уехали из Латвии. Ей жаль, что этому способствует и государственная политика, которая, с одной стороны, бьет тревогу из-за демографии, а с другой — не делает ни шагу навстречу.  «Мы можем рожать, но если среда такова, что людей не поддерживают и показывают, что они не важны, что важны лишь стандарты, и лишь тогда, когда ты докажешь, что им соответствуешь, ты можешь здесь как-то жить... Да, тогда и эти дети уедут тоже», — говорит она.

По мнению парламентского секретаря министерства юстиции Яниса Иесалниекса (Национальное объединение), решение Иоланты Циханович покинуть Латвию — ее личное дело.

«Латвийские законы одинаковы для всех. И если человек считает, что преобладающие в обществе настроения, которые соответственно отражены в конституционных рамках и законах, не отвечают его личным взглядам, то у каждого есть свободное право выбрать место жительства в соответствии с принципами прав человека», — полагает Иесалниекс.

Мнение большинства — это тот аргумент, который Иесалниекс неоднократно называет в качестве причины, почему в законодательство Латвии обеспечение правовой защиты однополых пар вносить не планируется. Не страх или ненависть к сексуальным меньшинствам, но воля большинства — вот главный аргумент.

Что же делать парам, у которых ситуация схожа с той, в которую попали Иоланта и ее подруга? Иесалниекс вместо ответа отсылает к пояснениям Минюста о юридическом оформлении отношений вне брака, которые министерство в прошлом году дало представителям «Мозаики».

Однако они не решают ни проблемы проживания партнера из третьих стран, ни вопроса о наследовании или завещании, которое неотклоняемые наследники могут оспорить, потребовав себе половину имущества. Доверенности и договора ничего не меняют в процессуальных правах. Например, в административном процессе и гражданском процессе у человека, живущего в однополой семье, нет права отказаться свидетельствовать против своего партнера. Тем не менее, Минюст считает имеющееся регулирование достаточным и не требующим изменений.

«Минюст полагает, что этого достаточно. Понятно, что есть определенные сферы, упомянутые вами, в которых у супругов имеются эксклюзивные права, — говорит Иесалниекс. — Но это отвечает тому особому статусу, который имеет брак в Латвии и который закреплен в 110 статье Сатверсме, где

государство особо защищает брак как союз между мужчиной и женщиной, семью и так далее.

И это права, которые нет возможности получить в форме различных других договоров или  доверенностей, это эксклюзивные права супругов, которые соответствуют этому статусу».

Впервые гей-парад в Латвии состоялся 10 лет назад. Первые два шествия сопровождались агрессивными протестами — в участников бросали помидоры, яйца и даже фекалии. Режиссер и журналист Каспар Гоба много лет собирал материалы и об организаторах, и о противниках прайдов, хотя со времени выхода фильма homo@lv от этой темы отошел.  По его мнению, в обществе заметны позитивные перемены. Он надеется, что в этом есть и заслуга снятого им фильма.

«Хорошо, что в латвийском обществе люди поняли — так больше нельзя, так не делают. Они не идут на поводу у мошенников, призывающих к ненависти и нетерпимости под семейными или религиозными лозунгами»,

— говорит Гоба.

Однако ситуация с изменениями в законодательстве не столь обнадеживающая. Четыре года назад  Бюро омбудсмена создало Консультативный совет по вопросам правового регулирования партнерских отношений. Хотя совет не одобрил предложенный «Мозаикой» Закон о зарегистрированном партнерстве, в Сейм были поданы поправки к более чем десяти законам, которые направлены на совершенствование правовой защиты однополых пар. Однако на том все остановилось. Омбудсмен Юрис Янсонс сожалеет об этом, хотя и признает, что сейчас этот вопрос не является для бюро приоритетным.

«Качественного и честного диалога с общественностью нет. Как я мог заметить, по многим вопросам, которые являются приоритетными и для нас, политики весьма цинично играют с общественным мнением, стараясь подогнать его под собственную повестку дня», — полагает Янсонс.

Возможно, к дискуссии о регистрации партнерств Сейм вернется осенью, потому что летом появятся два крупных исследования, посвященных юридическим проблемам таких пар. Возможно также, что на портале manabalss.lv удастся собрать и достаточное количество подписей за закон о партнерствах.

Однако Йоланта Цихановича и ее подруга за этими дебатами будут наблюдать уже с других берегов. Йоланта надеется, что и в Латвии наступит время, когда общество будет радоваться за тех, кто хочет жить и работать в Латвии и регистрировать здесь свои отношения вне зависимости от пола.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное