Расследование: сепаратист с латвийским паспортом

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

В Донецке 21 января был застрелен член сепаратистского батальона «Восток» Родион Кушнир. Журналист программы De Facto Ольга Драгилева на основе документальных свидетельств, рассказов знакомых и друзей Кушнира выясняла — почему и как гражданин Латвии вступил в батальон сепаратистов «Восток».

Молодой человек со светлыми волосами смотрит прямо в объектив (видимо, мобильного телефона), за его спиной — выжженная трава, искореженные машины. Здесь недавно были бои или просто разорвался шальной снаряд. Другие мужчины на этом же видео матерятся, обещают скорую смерть «укропам» и демонстрируют артиллерийские снаряды в кузове машины.

Автор ролика — латвиец Родион Кушнир. В его профиле «ВКонтакте» подобных свидетельств еще много — фотографии, на которых Кушнир позирует с товарищами в полном обмундировании, обгорелые трупы у сожженного танка. Участия в конфликте на Юго-Востоке Украины Родин Кушнир не скрывал. Даже наоборот, гордился и собирал «лайки» и подбадривающие комментарии. Именно из социальных сетей друзья и знакомые Кушнира узнали, что он отправился не в Москву на заработки, как многим говорил перед отъездом, а на чужую войну.

Родион Кушнир вырос без семьи, в разных детских домах и центрах. Подростком связался с наркотиками, пытался контрабандой провезти какое-то их количество в Россию, за что и получил два года российской же тюрьмы.

ВИДЕО: Владимир, знакомый Родиона Кушнира:

Отсидев чуть больше половины срока, Кушнир вышел «по УДО» и вернулся в Ригу. Часто менял место работы, ненадолго уезжал в Великобританию.

Тогда же начал интенсивно заниматься спортом и общаться с двоюродным братом из Украины (родом из населенного пункта неподалеку из Донецка, из Украины и родная мать Кушнира).

Последние несколько лет Кушнир жил в социальном доме в рижском районе Агенскалнс. Неимущим, которые не могут позволить собственное жилье, так помогает самоуправление.

Соседи по коридору говорят, что Родион был агрессивным, часто устраивал ссоры и кричал на детей, которые играли под его дверью. Вообще же почти ничего о себе не рассказывал, был замкнутым и необщительным. Здесь тоже думали, что он отправился работать в Россию и только позже узнали, что на самом деле сосед воюет.

И соседи, и  друзья Родиона в один голос утверждают — политикой  и международными событиями он не интересовался никогда. Скорее всего, сначала центром его жизни были наркотики, алкоголь и дискотеки, потом, после тюрьмы, бодибилдинг, протеиновые коктейли и анаболики. Этого в комнате, где Родион жил (она почему-то до сих пор стоит открытой), очень много — всюду упаковки таблеток, использованные ампулы, огромные пластмассовые банки протеинового порошка. Здесь все перевернуто вверх дном, шкаф опрокинут, вещи, одежда и какие-то картонки валяются на полу, на холодильнике — коробка из под новых армейских ботинок.

Никто не может нам рассказать, почему Кушнир заинтересовался происходящим в Украине и как именно он туда попал. Из достоверных источников нам известно, что на Юго-Восток он перебрался через Россию. Возможно, помогли знакомства, приобретенные в российской тюрьме еще в 2009-м. Как гражданину Латвии, Кушниру нужна была российская виза. С ней, по словам знакомых, возникли проблемы. Пришлось искать помощи,  которую оказал «какой-то депутат».

ВИДЕО: Владимир, знакомый Родиона Кушнира:


Единственная связь Кушнира с политикой — общение с организацией «Русская Заря». Незадолго до отъезда Кушнир стал комментировать записи «Русской Зари» в социальной сети Facebook, переписывался с основателями движения Евгением Осиповым и Иллирионом Гирсом.

Разговор с Илларионом Гирсом
00:00 / 00:48
Скачать

 Пару раз встречались и лично. Гирс и Осипов говорят, что темой разговора была ситуация на Юго-Востоке Украины, но утверждают, что в зону боевых действий Кушнир добрался без их помощи. Евгений Осипов, впрочем, не отрицает, что руководимая им организация повлияла на позицию Родиона Кушнира.

Разговор с Евгением Осиповым
00:00 / 00:42
Скачать

Есть еще одна версия — Родион Кушнир уехал воевать не добровольцем, а наемником, из-за денег. Так считает, например, его семейный врач. Аркадий Эчин говорит, что у Кушнира никогда не было постоянной работы, а на последнем рабочем месте, Рижском молочном комбинате, трудовой договор нужно было обновлять каждые два месяца.

С абсолютной точностью утверждать можно лишь то, что решение отправиться воевать было взвешенным — некоторым знакомым Кушнир говорил о своем отъезде еще весной.
 

 

 

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное