Пули летели со всех сторон — милиционеры из Бауски вспоминают, как ОМОН захватил здание МВД

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Столь драматические события мы переживали впервые в жизни. Это был первый и единственный бой за восстановление независимости Латвии, и это важный факт, о котором нужно рассказать молодому поколению, пока мы еще живы. Так считают мужчины, над головами которых свистели пули, и которые видели, как получали ранения и гибли их сослуживцы. 

Вечером 20 января 1991 года вечером на посту у министерства внутренних дел дежурили восемь милиционеров из Бауски, когда на здание напало специальное подразделение советской милиции или бойцы ОМОНа. Жители Бауски вызвались ехать в Ригу, чтобы охранять стратегически важные объекты. Большинство из них неохотно рассказывают  о пережитом.

Гундарс Бергс показывает выцветшие за долгие годы хранения страницы. Это его объяснительная тогдашнему министру внутренних дел Алоизу Вазнису о том, что произошло вечером 20 января, написанная через два дня после нападения на МВД.

«Мы с Агрисом Коциньшем были на лестнице, когда подъехал «бобик» и из него выпрыгнули 4 или 5 омоновцев. Мы были как на витрине. Нас сразу поставили на место», - вспоминает то время милиционер из Бауски, очевидец нападения Гундарс Бергс. В тот вечер младший лейтенант милиции с сослуживцами находился на посту у пропускного пункта напротив Бастионной горки.

«Мы снаружи видели как стреляли с 5-го этажа. Первые [выстрелы]. Не с Бастионной горки, не омоновцы начали. Все началось где-то на пятом или четвертом этаже», — добавляет Бергс.

Все бойцы были в масках. «Вся Бастионка была ими полна. За каждым деревом стоял омоновец. Я видел, как они стреляли. Мы видели, как застрелили инспектора участка на мостике. Никто из нас об этом не просил», — говорит очевидец.

Валерий Маркунс вместе с Альгисом Симанавичусом находились на втором посту у главного входа, напротив Стройуправы, позднее — посольства США. Пули летели со всех сторон. Одна, отскочив, попала в Симанавичуса.

«Альгис успел сказать: Валерий, не оставляй двери открытыми. Они сразу попадут внутрь. И я пошел назад, к дверям. По ним было очень много выстрелов. Летали снаряды из ракетниц... Бросали гранаты со слезоточивым газом», — вспоминает Маркунс.

Уворачиваясь от выстрелов, Валерий споткнулся и повредил ногу. С верхних этажей донесся шум, и Владимир Гомонович пошел посмотреть, что там происходит. Валерий же отправился в дежурную часть.

«На стене был телевизор, и Годманис, в то время премьер-министр, рассказывал всем, что в Латвии все тихо и спокойно. «Уважаемые трудящиеся, мы можем сегодня вечером собрать технику и спокойно отправиться по домам». И то же самое время на централи огромный пульт с лампочками из дежурных частей по Латвии... И все мигают, потом что все пытаются выяснить, что происходит в Риге, и иногда пуля попадает в лампочку и она гаснет», — рассказывает Маркунс.

Когда стали заканчиваться патроны, дежурный в министерстве приказал всем покинуть здание, чтобы было меньше жертв. Поднимаясь наверх, Маркунс столкнулся с омоновцем, который приказал отдать оружие.

«Между 4 и 5 этажами я увидел, что Гомонович Владимир лежит на лестнице и сочится кровь. Я сказал омоновцу — человек ранен, надо как-то помочь... Он отмахнулся — потом, мол, нет времени. Наверху было очень много омоновцев — бегали, крутились, кричали», — вспоминает Маркунс.

Меньше чем через час бойцы ОМОН заняли здание МВД.

«Где только ни прятались... Стреляли со всех сторон, деться было некуда. Легли у лестницы и 25 минут лежали, — говорит Бергс. — Правда, сверху никто не стрелял. Если бы сверху... Никто из нас не остался бы в живых. В основном, по зданию... (..) Два раза собирались застрелить. Тогда просили перейти на их сторону».

Когда атака закончилась, омоновцы разрешили представителям министерства вынести раненых.

«Вынесли Яниса Яшевича с раненными ногами. Несли по улице. Два омоновца выскочили из кустов,  помогли донести, а затем вернулись и искали остальных. Омоновец Алексей сказал, что нас схватят, если вернемся. Я сказал, найдем остальных, тогда поедем домой», — рассказывает Бергс.

Недалеко от министерства собралась толпа людей, которая сначала не пропускала машину «скорой помощи», думая, что  омоновцы хотят увезти своих. Когда раненый Владимир Гомонович уже был в машине медиков, Валерий вернулся за убитым Альгисом Симановичем.

«Он был тяжелее меня, но у меня тогда была нечеловеческая сила, когда я взвалил его на спину и потащил на улицу в «скорую помощь»», — вспоминает Маркунс.

Бывшие милиционеры из Бауски до сих пор не получили ответы на многие вопросы, в том числе на вопрос, кто приказал напасть на министерство.

За участие в нападении в Латвии были осуждены 15 омоновцев, которые получили в основном условные наказания. Многие скрылись в России, и Москва отказалась их выдать.

 

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное