Просят легализовать эвтаназию в Латвии

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Уже около пятисот человек подписались под инициативой о легализации в Латвии эвтаназии. Сбор подписей проходит на портале Manabalss.lv. О возможности легализации добровольного ухода из жизни заговорили ещё год назад — когда на проведение эвтаназии в Швейцарии для безнадtжно больного жителя Латвии собрали 10 тысяч евро.

Инициатор сбора подписей за легализацию такого ухода из жизни — Петерис Букс — сам пережил тяжёлую смерть родного человека:

«Она сказала: я ничего не хочу, оставьте меня в покое — позвольте умереть».

Петерис Букс — дизайнер и автор сбора подписей за легализацию в Латвии эвтаназии. Он вспоминает, как умирала его бабушка. У нее был диабет, и в 85 она потеряла зрение, а вскоре началась гангрена.

«Я видел, как интеллигентный, сильный борец превращается в развалину. Но ей не давали умереть, а еще и ноги отпилили. Это было ужасно. Я прямо перед смертью ночью держал ее за руку, она, наверное, уже была без сознания, дергалась в агонии и утром умерла. Я считаю, это жестоко — заставлять человека так мучиться».

Бабушка Петериса была ветеринаром. Каждое лето все четверо внуков проводили у нее. Она была для них авторитетом и примером. Но болезнь сломила женщину, рассказывает Петерис. Ее мучения продолжались около года.

«Недавно я увидел сон — что я сам уже совсем старый, беспомощный, и я понял, что это реальность. Современная медицина дает возможность дорого и долго умирать. Продлить жизнь количественно, но не качественно. И я задумался, что будет со мной лет через 30-40. С каждым может случиться — что он лежит парализованный, слепой, глухой и зависимый от плохо финансируемого медицинского ухода. И это ужасный конец».  

Петерис считает, что пора начать в Латвии дискуссию о легализации эвтаназии. Хотя он понимает, что мнения будут разными. Они разделились и в его семье — родители на его стороне. А любимая девушка — против.

Когда-то трудно было принять желание мужа уйти из жизни и Сандре. Ее муж Виестур Бунджа умирал от рака. В апреле прошлого года ему удалось собрать 10 тысяч евро на проведение эвтаназии в Швейцарии, где эта процедура легализована.

В апреле прошлого года мужчина рассказывал журналистам: «Врачи сказали, что я могу умереть сегодня, завтра, а могу прожить и два месяца. Я хочу уйти в Божьем покое и тишине. Я хочу сделать это, сохранив достоинство.  Я не хочу метаться по постели в беспамятстве. К ужасу родных. К своему ужасу.  До этого решения, когда шары рака вылезали один за другим, у меня были дни, когда я не знал, что делать. С утра я просыпался в ужасе от того, что вообще проснулся. Я засыпал с надеждой, что не проснусь».

Виестуру не удалось уйти, как он хотел. Когда деньги были собраны, а документы оформлены, его состояние уже не позволяло перенести перелет в Швейцарию. Виестур умер в Латвии.

Министр  здравоохранения Анда Чакша призывает не спешить менять закон:

«Это вопрос не только здравоохранения, но вопрос этический, юридический, моральный и религиозный. Со стороны здравоохранения главное — помочь людям, которые мучаются от боли. Паллиативная программа должна быть увеличена».

Единственное в стране отделение паллиативного ухода находится в рижском Онкологическом центре. Его цель — помощь людям, умирающим от рака. Вот только государсвто оплачивает пребывание там не более семи дней.

«Паллиативную помощь качественную получают дети, но недостаточно взрослых. Мы сейчас работаем над онкопациентами. Но не только они нуждаются в паллиативной помощи».

Добровольная эвтаназия разрешена не только в Швейцарии, но также Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, а также некоторых штатах США.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное