Общественная комиссия: удачный опыт Норвегии

Обратите внимание: материал опубликован 10 лет назад

Ушедший в отставку премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис заявил, что общественная комиссия по расследованию причин трагедии в Золитуде восстановлена не будет. Слишком много скандалов случилось еще до начала работы комиссии и восстановить доверие к ней уже удастся. Однако опыт норвежцев, создавших подобную комиссию после теракта, совершенного Андерсом Брейвиком, можно назвать вполне удачным - комиссия работала целый год и пришла к выводу – убийцу можно было остановить намного раньше и в работе полиции есть серьёзные недочёты. Рекомендации комиссии  в Норвегии восприняли очень серьезно и провели серьезные реформы в местной полиции.

Комиссия 22 июля, как её окрестили в самой Норвегии, собралась уже через несколько дней после трагедии. В состав вошли люди с большим опытом в управлении коммерческими компаниями, университетские исследователи, бывшие руководители полиции из Норвегии, Дании и Финляндии, медики писатели и политологи. Всего – 10 человек. Работа продолжалась целый год, причем комиссии были доступны абсолютно все материалы, касающиеся двух терактов, совершенных Бейвиком – взрыва бомбы в правительственном квартале Осло и расстрела молодёжного лагеря на острове Утойя.

«Работа комиссии была очень последовательной и тщательной. Они получили всю информацию у полиции и спасательных служб,  имели право изучать даже данные датчиков джи-пи-эс о местонахождении и передвижениях всех полицейских машин на территории Норвегии в день теракта. Что касается отношения общества, никто не задавал вопросов о том, нужна ли эта комиссия и нужно ли на неё тратить деньги – жители Норвегии были едины во мнении, что подобное общественное расследование необходимо», - комментирует Денис Равндал, журналист норвежского издания Verdens Gang.

Полтора года назад комиссия представила результаты работы. Выводы – теракт в правительственном квартале Осло можно было предотвратить, если бы  соблюдались правила безопасности. Ведь улица, на которой террорист припарковал начинённую взрывчаткой машину, должна была быть закрыта для парковки и проезда. Решение об этом было принято еще за год до теракта. Самого Брейвика можно было остановить намного раньше, до того, как он отправился на остров Утойя. Однако в полиции не сразу объявили тревогу национального уровня, на выездах из столицы Осло не поставили патрули, а обмен информацией между разными районным участками полиции был очень медленным. Комиссия пришла к выводу, что полиция могла высадиться на строве Утойя на 15 минут раньше – это спасло бы много жизней. Более того, о подозрительных действиях Брейвика было известно еще за 7 месяцев до теракта, когда он покупал компоненты для бомбы, но местная разведка не обратила внимания на эти данные.

«Никто не был уволен после нашего расследования. Но я не знаю ни одного человека, который был бы на руководящей должности во время теракта и остался бы на своём посту после того, как мы выступили со своим заключением. Все ушли в отставку сами. К тому же после нашего расследования в обществе нет разногласия относительно событий того дня – и это очень важно. Все жители Норвегии имеют единое представление о том, что произошло и что именно пошло не так, все факты как на ладони. Главное, что мы определили слабые места системы. С тех пор в Норвегии сменилось правительство и новые министры получили от общества мандат на осуществление перемен», - комментирует выводы комиссии ее руководитель Александра Бекс Гйорв.

Всего общественная комиссия дала 31 рекомендацию. Журналист Денис Равндал отмечает – уже полтора года этот документ служит отправной точкой всех изменений в работе норвежской полиции. При обсуждении бюджета полиции или необходимых реформ, чиновники всегда возвращаются к этому списку.

«Эффект от этого расследования был огромным. В первую очередь, потому что комиссия очень хорошо сделала свою работу, отчет о событиях тех дней был очень точным. С тех про многое изменилось в работе местной полиции. Например, создали качественную систему объявления общенациональной  тревоги, сейчас создают центр оперативного управления в кризисных ситуациях. Так же по рекомендации комиссии армия  выделила дополнительные вертолёты для помощи полиции в экстренных случаях», - говорит Денис Равндал.

Впрочем журналист отмечает, что не выполнена одна из самых важных рекомендаций – запрет на использование гражданскими лицами самозарядного оружия. Нынешнее правительство пока не обещало этого сделать.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное