Manabalss.lv: как и за счет чего работает механизм «прямой демократии» в Интернете

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Директор платформы общественных инициатив manabalss.lv Имант Брейдакс рассказал, почему Латвию можно считать мировой державой электронной демократии, почему политики не могут отмахнуться от происходящего на портале и что его команда делает для того, чтобы ресурсу доверяло и общество, и власть.

В конце мая 2011-го, когда президент Валдис Затлерс распустил парламент, в обществе на короткое время проявились антиолигархические настроения и в целом, кажется, интерес людей к политике — по крайней мере, на уровне дискуссий — вырос. И хотя запала хватило ненадолго (явка на внеочередные выборы в Сейм 11-го оказалась намного ниже, чем за год до этого — 59,45% против 63,12%), одним из итогов этого всплеска стало появление manabalss.lv — Интернет-платформу общественных инициатив. Создателями стали Кристофс Блаусс и Янис Эртс, у которых на тот момент был опыт и в бизнесе, и в социальных проектах.

Как все началось

«Вопрос был в том, как все то клубящееся в комментариях на информационных порталах и в соцсетях облако идей и эмоций трансформировать из крикливого хаоса в сфокусированную и направленную на результат деятельность. В онлайн-дискуссиях может проскочить какое-то рациональное предложение — его прочтут сколько-то человек, но что дальше? Эффект нулевой», — объясняет директор manabalss.lv Имант Брейдакс .

Новый проект заметили моментально. Через три-четыре дня после запуска о нем уже говорил премьер-министр Валдис Домбровскис, а вскоре о портале стали говорить далеко за пределами Латвии журналисты, активисты, политики. «За прошедшие годы нам удалось добиться доверия и в обществе, и в госструктурах; нас упоминал Обама, о нас знает Еврокомиссия; сейчас идут переговоры с разными странами, которые хотят перенять наш опыт», — перечисляет он свидетельства того, что manabalss.lv стал явлением.

Как это работает?

Предложить свою инициативу может любой гражданин Латвии или юридическое лицо, поддержать ее может также любой гражданин старше 16 лет (неграждан и совсем молодых граждан от участия в голосовании никто не удержит, но их виртуальные подписи не будут учтены на более позднем этапе). Достоверность подписей гарантирует авторизация через Интернет-банк.

Если идея попадает на портал и набирает не менее 10 000 голосов, ее передают в Сейм, а команда manabalss.lv следит за тем, что ее (идею) обсуждают в комиссиях, что ее автора пригласили, чтоб он мог привести дополнительные аргументы.

«Мы выступаем вроде как смазкой между обществом и организованными властными структурами. Все происходит в рамках существующей системы и маленькими шажками идет к тому, чтобы Manabalss или ее последователи стал обычным инструментом цифровой демократии. Мы видим, что

технологии помогают оживить древнегреческие идеалы прямой демократии: сегодня гражданин может принимать участие в формировании повестки дня не раз в четыре года (голосуя на выборах в Сейм), а хоть каждый день

— сегодня, завтра, через неделю», — заявил директор manabalss.lv.

Почему Сейм не может сразу отправить петицию в мусорную корзину?

Собственно, первым достижением этой платформы стало появление в Регламенте Сейма пункта о том, что есть новый вид гражданского участия — коллективное заявление, подписанное не менее 10 000 гражданами старше 16 лет. Если под ним действительно стоит не менее 10 тыс. проверенных подписей, Сейм обязан рассмотреть его.

Сначала оно поступает в парламентскую комиссию по мандатам, оттуда его направляют в одну из профильных комиссий — скажем, в бюджетную, народнохозяйственную, социальную и так далее. Потом — рассмотрение уже в профильной комиссии: на первое заседание приглашают автора идеи, во втором уже участвуют эксперты. Затем документ направляют на пленарное заседание — депутаты голосуют за предложения комиссии по данной инициативе.

Между этими этапами происходят обычные бюрократические циклы: депутаты поручают чиновникам проверку информации, анализ, написание собственно текста законопроекта на основе народной идеи.

«То, что мы подаем, обычно не является полностью готовыми юридическими текстами — это предложения, которые бюрократы могут превратить в полноценный закон. И, на мой взгляд, это не слабая, а сильная сторона проекта, которая очень облегчает вовлечение людей. Мы не просим от граждан присылать готовые тексты законопроектов. В конце концов, у нас есть целый бюрократический аппарат, который содержится на деньги налогоплательщиков и который прекрасно умеет писать тексты документов — так зачем это делать обычным гражданам?»,—рассуждает директор портала.

Возможно, самые эффективные в мире

Всего за 4 года manabalss.lv посетили более 1,1 млн. человек; под разными инициативами собрано около 480 тыс. голосов. «Начало этого года оказалось о-очень активным: фактически за полтора месяца мы достигли такой же посещаемости и собрали столько же голосов, как за предыдущие полгода», — радуется Брейдакс.

Итоги этих 4 лет тавоы: 140 инициатив опубликованы, 20 направлены в Сейм, 8 привели к изменениям в нормативных актах (не всегда нужно менять собственно закон — иногда достаточно коррекции в правилах или распоряжениях Кабинета министров). «То есть мы говорим о 40-процентной эффективности. С этой точки зрения

можно сказать, что Латвия — прям-таки держава цифровой демократии.

По крайней мере, насколько нам известно, это самый высокий показатель для подобных ресурсов во всем мире», — утверждает директор manabalss.lv.

В качестве доказательства он перечисляет некоторые примеры:

  • в Великобритании в июле прошлого года парламент запустил свою платформу для петиций. С июля состоялось 19 дебатов, изменений в законах — ноль.
  • в США нечто подобное появилось под эгидой Белого дома : 212 предложений собрали необходимое количество голосов, только одна послужила основанием для изменений в законах.
  • в Румынии есть похожая платформа: выдвинуто 93 проблем, 12 разработанных решений, 0 изменений.

«Или вот пример Украины, где в сентябре появилась платформа для петиций при президенте. Сейчас там около 3 млн. пользователей, 20 тыс. петиций — один сотрудник. Контроль качества — нулевой. Публикуется все подряд, все этого несчастного работника ненавидят. Но что ты можешь сделать с одним человеком на такое количество материала? У нас же двое работают полный день, плюс несколько человек привлекаются для каких-то мелких работ, плюс добровольцы. Команда небольшая, но и в Латвии не 40 млн. жителей», — рассказывает И. Брейдакс.

Что можно и что нельзя

За все время работы поступило 850 инициатив, из них опубликованы 140. Команда служит своего рода первым фильтром: совсем явный бред отсекается на ранних подступах.

«Нам важно, чтобы нам доверяло общество и чтобы доверял парламент. Если у нас будет появляться какая-то ерунда, одна из сторон нас просто перестанет уважать. Поэтому контроль качества все-таки необходим. Предложения должны быть рациональными, выполнимыми, соответствовать конституции. Если для реализации вашей идеи надо менять конституцию, укажите, что именно: менять можно все, но, пожалуйста, будьте рациональными. Хотя бы прочтите конституцию сначала!», — объяснил он политику платформы.

«Так, один автор предлагал отменить государственный язык вообще и разрешить общаться с официальными структурами на любом языке. Идея до публикации не дошла — не потому, что покусилась на святое, а именно из-за формулировки: если следовать ей, получается, что каждая, даже самая захудалая, госконтора должна иметь при себе армию переводчиков. Нереально», — привел он пример неудачного старта.

«Это не значит, что нам нравятся все, что публикуется. Но если автор способен объяснить, как реализовать идею, откуда взять деньги и так далее, то — вперед. Почему, скажем, предложение насчет государственного языка не прошло, а про «налог с миллионеров» сейчас висит на сайте? Потому что первое предложение в оригинальном виде было едва ли реализуемым, а налог — хороший или плохой — можно привести к какой-то формуле, организовать механизм контроля и так далее», — заверил Имант Брейдакс.

Как важно подобрать слова

Когда поступает очередная идея, команда manabalss.lv старается привлечь юристов-добровольцев для начальной ее оценки и в случае необходимости связывается с авторами с предложениями доработать текст: «Это очень важно — объяснить суть идеи так, чтобы людям она была интересна и понятна. Но если тот говорит «нет, пусть так и остается», хорошо — публикуем как есть. Но не удивляйтесь, если сбор подписей не будет быстрым».

Понятно, что не каждая инициатива вызывает отклик у достаточно широкой аудитории. Но, как утверждает руководитель проекта, успех конкретной кампании зависит не только от того, насколько сложна ее идея, а в том, как она сформулирована. «В декабре свои 10 000 голосов набрала идея, которая включала в себя два пункта — восстановление Фонда дорог и включение транспортного налога в стоимость топлива. Для этого ей понадобилось два с половиной года. В то же время другая инициатива — только о транспортном налоге — собрала нужное количество за неделю», — привел он пример удачной и не совсем удачной (хотя и непровальной) коммуникации.

Нет пути назад

После того, как инициативу опубликовали на сайте, в ней можно корректировать только грамматику. Содержание — нет, потому что «ни в коем случае нельзя дурить голову людям, которые уже подписались. Они тебе доверились, поддержали предложенную тобой версию. Если дело идет слишком медленно, предлагай новую, улучшенную версию». Все, что попадает в базу, — все опубликованные инициативы, все голоса, — фиксируется. Стереть их невозможно.

Ограничений по времени сбора голосов нет. И Сейм никаких ограничений по времени не выдвинул. «Если бы платформа была государственной, там, наверное могли бы ввести какие-то «последние сроки»..., — допустил Брейдакс.— Кстати, такая ведь

есть — платформа для сбора подписей на портале latvija.lv. И у нее сейчас аж 36 пользователей — отличная инвестиция!».

Политики следят

По словам И. Брейдакса, политики воспринимают manabalss.lv уже как часть реальности. И следят за ней, чтобы понимать, что интересует потенциальных избирателей. «Недавно было еще одно подтверждение, что на нас смотрят. Когда зимой составляли бюджет этого года, кто-то завел разговор о том, что надо увеличить финансирование для лекарств против гепатита C. Отклонили. Через неделю другой депутат приходит на заседание: смотрите, на manabalss под этим гепатитом уже 9 тысяч подписей. В итоге приняли!», — привел он доказательство.

Собственно, политики и сами имеют право запустить какую-то идею на manabalss.lv. Но за деньги. «Мы исходим из того, что политическая партия является организованной силой, нацеленной на получение власти. У среднестатистического жителя нет спонсоров, поддержки советников и прочего.

Поэтому партии могут публиковать инициативы, но за деньги — за 1 000 евро.

Портал manabalss.lv живет в основном на пожертвования и за счет участия в некоторых проектах. И не должно быть такого, что партии бесплатно используют инфраструктуру, которую своими деньгами поддерживают жители», — заключил И. Брейдакс.

  • Публикация подготовлена в сотрудничестве c обществом Альянс гражданского общества Латвии в рамках проекта «Об исполнении отдельных задач госуправления по развитию гражданского общества и межкультурного диалога». Проект финансируется из средств госбюджета Латвийской Республики.
    Raksts tapis sadarbībā ar biedrību “Latvijas Pilsoniskā Alianse” , projekta „Par atsevišķu valsts pārvaldes uzdevumu veikšanu pilsoniskās sabiedrības attīstības un starpkultūru dialoga jomā” ietvaros. Projekta finansējuma avots ir Latvijas Republikas valsts budžets.

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное