Лечить или не лечить: врач имеет право отказать пациенту в медицинской помощи

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Отказ в оказании медицинской помощи чаще всего возникает в случаях, связанных с абортами. Например, врач-гинеколог отказывается прерывать беременность пациентки по личным убеждениям – это его законное право, сообщает Латвийское радио 4 в передаче «Домская площадь».

В «Законе о медицине» сказано, что врач может отказаться делать аборт по религиозным или другим соображениям.

«Одна гинеколог отказалась сделать аборт, сама будучи в положении. Она почувствовала угрызение совести. И это вообще угрожает пациенту, если врач, терзаясь и испытывая угрызения совести будет делать аборт этой женщине», - рассказал врач Паул Принцис.

По закону такое право у врача есть. Что произойдет, если отказывать в аборте станет каждый? В Италии такая проблема уже появилась: 70% гинекологов государственных клиник аборты не делают. Из-за этого пациентки едут на операции в соседнюю Францию. Есть, правда,  противоположные примеры – в Швеции ситуация совсем иная.

«В Швеции врач не имеет права отказываться делать аборт или выписать контрацептивы. Если у него совесть не позволяет это делать, то он должен выбрать такую сферу медицины, в которой он не будет работать без угрызений совести», - рассказал доцент университета имени Страдиня Иварс Нейдерс.

Он также отметил, что врач может отказать в медицинских манипуляциях по своим религиозным соображениям.

«У Свидетелей Иеговы совесть не позволяет переливать кровь. И представим, что у нас хирург, перешедший в эту веру и что тогда?», - сообщил Нейдерс.

С другой стороны, врач не должен выбирать специальность, которая идет вразрез с его религиозными убеждениями. Тем не менее, отказать пациенту по немедицинским показателям – это право, которое гарантируется врачу правами человека.

«Есть религиозные моменты, которые во всем обществе ставятся выше, чем сама медицина. Врач не имеет права делать то, что он не хочет делать, то во что он не верит, как человек. Человеческие убеждения – выше медицины», - заверил Принцис.

Есть и другие причины отказа – неуверенность в своих профессиональных способностях. Принцис напоминает о клятве Гиппократа - «не навреди». Если врач не владеет определенными знаниями, не уверен в своих действиях и видит в этом фактор риска для здоровья пациента, то может и даже должен отказать в оказании медицинских услуг:

«Бывали такие случаи, когда врач брался за дело, в котором не был уверен, и все закончилось плохо. Одного такого на моем опыте даже судили», - объяснил Принцис.

Если совесть, религиозные убеждения и неуверенность в собственной компетентности можно отнести к немедицинским показателям, то языковую дискриминацию – нет. Случай, когда врач Детской больницы не стал общаться с пациентом на русском языке и упрекнул в незнании государственного из ряда вон выходящий.

«Врач, выражая свое национальные убеждения, отказался оказывать помощь пациенту, который не говорил на государственном языке. Это дискриминирующие обстоятельства. Врач не в праве отказать пациенту в лечении только потому, что ему непонятна коммуникация со стороны пациента», - объяснил адвокат Бюро по правам пациентов Роналдс Рожкалнс.

В этом случае, добавляет Рожкалнс, права пациента на здравоохранение стоят выше знания государственного языка.  

Дискуссия на эту тему пройдет в центральном здании университета имени Страдиня. Сегодня, 17 ноября в 17:00.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное