Изучение «мешков ЧК» так и не началось

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Год прошел — результата нет. Комиссия, специально созданная для изучения так называемых «мешков ЧК», доступа к документам бывшего КГБ ЛССР так и не получила, сообщает LTV.

Теперь комиссия высказывает неудовлетворение Министерством образования и науки (МОН), которое слишком уж неторопливо решает актуальные для работы исследователей вопросы. Под опекой МОН комиссия оказалась после того, как в ее сотрудничестве с Минюстом возникли непреодолимые препятствия.

Комиссия по изучению документов КГБ ЛССР была создана в августе прошлого года и планировала начать работу в январе. Однако работа так и не началась, и неясно, когда исследователи смогут наконец добраться до «мешков ЧК».

«Я посчитал: за год я побывал на 123 заседаниях и собраниях, связанных с работой комиссии»,

— говорит ее председатель Карлис Кангерис.

«У нас ничего нет. Этот год отработали без вознаграждения, без помещений. Сами платили за почтовые марки и почту», — добавляет он.

Финансирование — без малого 250 тыс. евро — правительство отпустило еще в декабре, однако комиссия этих денег до сих пор так и не увидела. «Сейчас нет механизма, чтобы финансировать такие специфические исследования. Существующие механизмы не предусматривают такую ситуацию, поэтому приходится разрабатывать новые», — объясняет заместитель госсекретаря МОН Агрита Киопа.

Поэтому необходимо принять нормативные акты, которые позволили бы перечислить средства Латвийскому университету и дали ему право администрировать бюджет комиссии. Проект решения о передаче функций ЛУ в МОН уже подготовили, и правительство может его рассмотреть уже на ближайшем заседании. После этого придется заключить соответствующий договор с ЛУ.

Историкам из комиссии также неясно, каким образом им будет доступна электронная база данных КГБ, в которую занесены сообщения агентов и учетные карточки — в общей сложности 60-70 тысяч дел. Эта информация хранится в Бюро по защите Сатверсме (SAB).

«Это помещения НАТО, и [чтобы попасть туда] нужны секретные допуски. Требование [руководителя SAB Яниса] Майзитиса было таким, что,

если кто-то из нас там работает, ему придется сразу стать сотрудником SAB. Один раз мы это обсудили, и научные сотрудники не согласны»,

— говорит Кангерис.

SAB обещал допустить одного-двух исследователей. Однако этого мало, чтобы комиссия успела за два года изучить содержимое «мешков ЧК» и подготовить отчеты. «Вопросы обсуждены, и, думаю, решение будет найдено», — демонстрирует оптимизм Киопа.

Кангерис, в свою очередь, утверждает, что работа никогда не шла быстро: «Прямого политического давления нет. Однако, если посмотреть в целом, всегда появляются препятствия. С самого начала».

С момента создания комиссии ее сопровождала тень подозрений, что политики хотят вмешаться в ее работу, потому что боятся содержимого «мешков ЧК». Сначала структура подчинялась МОН, затем — Минюсту, который, по словам Кангериса, пытался ослабить состав комиссии. Решением правительства несколько ученых действительно были исключены. Чтобы предотвратить любое политическое влияние, Кабинет министров постановил передать комиссию независимой научной организации — Институту истории ЛУ.

Как уже писал Rus.lsm.lv, из-под надзора Минюста комиссия ушла в результате конфликта вокруг персоналий в ее составе. Несколько дней назад ее руководители публично заявили, что действия власти довели ученых «до состояния ёжика в тумане».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное