Драматически выросло число охранных ордеров в делах о семейном насилии

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

От насилия со стороны спутника жизни в Латвии, по статистике, страдает каждая третья женщина. В 2014 году вступила в силу новая правовая норма – о временном полицейском запрете семейному абьюзеру на приближение к жертве. В этом году с января по сентябрь ордеров выдано уже 509, а в первый год их было всего 91.

Стражи порядка призывают окружающих не быть равнодушными и сообщать в полицию, если они заметили инциденты с применением насилия. В то же время одна из зрительниц заверила журналистов передачи LTV 4. studija, что неоднократно сообщала полицейским о том, что рядом происходят конфликты, но «ничего не меняется – а потом, когда становится слишком поздно, общество упрекают в равнодушии».    

Но доказать факт насилия и усмирить абьюзера не так-то просто, говорит представитель Госполиции Ивета Штрауса.  

«Решение об отделении от семьи, которое предусматривает выдворение насильника из жилища, можно принять только и единственно на основании письменного заявления пострадавшего лица. Если при приезде полиции на место происшествия потерпевшая отказывается писать заявление, то нет оснований принимать решение об отделении». 

Кроме того, поясняет Штрауса, в этот момент присутствовать на месте должны обе стороны конфликта. А если абьюзер успел, избив жертву, куда-то уйти – то опять-таки «нет оснований принимать решение об отделении».   

Выдача охранных ордеров, запрещающих домашнему тирану приближаться к тем, над кем он издевался, действует в Латвии уже три года. Полиция имеет право по заявлению пострадавших лиц ввести такой ордер на срок до 8 дней. Но очень часто потерпевшие, опасаясь эскалации насилия впоследствии, заявления писать не хотят. В таком случае полиция может задержать совершившего насильственные действия человека на срок только до 12 часов – и лишь в том случае, если тот сильно пьян.

Тем не менее, число охранных ордеров выросло во много раз. Если в 2014 году, когда они впервые были задействованы, семьи были ограждены от обидчиков в 91 случае, то за первые 9 месяцев текущего года – уже 509. Кроме того, отсутствие ордера и заявления потерпевших не мешают полиции возбудить уголовное дело о телесных повреждениях, говорит старший эксперт департамента Минблага по детской и семейной политике Виктория Большакова.

«И каждый раз полиция едет и говорит с женщиной. Они оценивают, каким было насилие, ест ли телесные повреждения. Как только есть – это уголовный процесс».  

В 99% случаев от насилия страдают женщины. В год правоохранительные органы получают по 8000 вызовов в связи с семейными конфликтами – но, как признают в Минблаге, это лишь видимая часть айсберга. 

Есть и весьма мрачная статистика: в 2015-м девять жительниц Латвии убили их мужья или сожители, еще восемь погибли от рук родственников. Достаточно велико и число случаев, когда сыновья физически третируют родителей.  

Окружающие могут помочь, даже просто позвонив в дверь соседям во время конфликта, отметила Большакова. Как показал опыт других стран, уже одно это способно предотвратить развитие ссоры, потому что оба ее участника понимают, что их услышали и обратили на них внимание. Но, разумеется, если вы знаете соседа как человека агрессивного, опасного – лучше звоните в полицию сразу.  

Затянувшуюся проблему можно решить, обратившись в суд, и суд назначит длительную защиту, надолго запретив абьюзеру приближаться к жертве. За нарушение такого охранного ордера ему уже будет грозить уголовная ответственность, отметила Ивета Штрауса. Но главное, говорит она – все-таки реагировать на проявления насилия рядом и убеждать пострадавших обязательно обращаться за помощью, чтобы ситуацию решить как можно раньше.   

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное