Детям тоже разрешат стать донорами генетического материала

В Кабинете министров рассматривают изменения в законе об исследовании генома человека, призванные наладить более эффективную деятельность банка биоматериалов, сообщает Латвийское радио 4 в передаче «Домская площадь».

Более 30 тысяч латвийцев пожертвовали свой биологический материал во благо науки. Благодаря этой базе данных ученым уже удалось сделать целый ряд важных для общественного здоровья открытий.

Аденома гипофиза - это доброкачественная опухоль. Считается, что она есть у 10-20% людей. Но обычно это образование имеет настолько малые размеры, что истинную распространенность ее трудно установить, так как долгое время оно может никак себя не проявлять. А когда начинает – качество жизни человека серьезно ухудшается, ведь аденома гипофиза нарушает выработку гормонов, регулирующих многие важные функции организма. В Латвийском центре биомедицинских исследований нашли способ, как это качество жизни людям сохранить, рассказала руководитель проекта Вита Ровите:

«Эти опухоли – очень коварны. Они вызывают нарушение выработки гормона роста и пролактина, к примеру. Это может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Мы исследовали аденому гипофиза и сделали несколько открытий, которые позволяют нам улучшить терапию для людей с этой опухолью и соответственно – улучшить их состояние здоровья».

Осуществить это исследование удалось благодаря базе данных генома латвийцев. Более 30 тысяч человек добровольно сдали свой генетический материал на благо науки, пояснил директор Латвийского центра биомедицинских исследований Янис Кловиньш:

«Человек добровольно принимает решение принять в этом проекте участие. Звонит нам и приходит в любой пункт, где работают наши специалисты. Как правило, они есть во всех больницах.  Сдает нам кровь.  Не больше, чем во время обычного анализа. Далее мы собираем информацию о его здоровье и привычках, чтобы потом все это использовать в исследованиях связи генов с возникновением и развитием каких-либо заболеваний. Конечно, все это – анонимно. Имена и фамилии доноров засекречены и хранятся в отдельном регистре».

Желающий должен заполнить довольно подробную анкету: пол, возраст, национальность, информация о родителях, продолжительности жизни предков, семейных болезнях, - а также подписать согласие на то, чтобы его ДНК использовалось для научной работы. Кроме того, он может отметить – хочет ли знать, если в его ДНК обнаружат информацию, важную для его здоровья. И это – уникальная возможность, говорит эксперт по биоэтике и биобезопасности Айвита Путниня.

За несколько лет более 30 латвийцев узнали о серьезных мутациях своих генов, которые представляют угрозу для их жизни. Если бы добровольцами не стали – выявление столь серьезных патологий могло бы затянуться на годы, а то и десятки лет.

«У нас было несколько проектов, где мы исследовали действительно серьезные заболевания. Например, гетрогомотоз. У 12 доноров мы обнаружили серьезные мутации. Тогда мы обратились в закрытый регистр, где можно найти их имена и фамилии, и отправили этим людям приглашение к генетику. Мы не можем всех людей протестировать на все болезни, но из того, на что смогли – человек 30 из всех, кто сдал нам кровь – мы направили на консультацию», - рассказал Янис Кловиньш.

На сегодняшний день базой данных генома жителей Латвии активно пользуются ученые в своих исследованиях. Она задействована в 70 научных разработках. Некоторые уже приносят свои плоды, отметил он:

«Мы исследуем и генетику шизофрении и диабета второго типа. Кроме того, мы разработали уникальную методику ранней диагностики онкологических заболеваний. Она позволяет намного быстрее обнаружить раковые клетки. Кроме того, у нас разработан метод диагностики целиакии. И это только малая часть всех исследований».

Кроме того, благодаря базе данных генома удалось разработать точный метод ранней диагностики рака и целиакии. Сегодня эти разработки успешно применяются в медицине.

Чтобы наладить более эффективную деятельность биобанка, сегодня в правительстве утвердят целый ряд технических поправок. Одна из них касается несовершеннолетних доноров. Впредь сдавать свой генетический материал смогут и они.