Rus.Lsm Сегодня вечером

Долгая дорога к дюнам

Rus.Lsm Сегодня вечером

Водитель, нажми на тормоза

Дети системы

«Дети системы»: интернат и лечебницы используются в качестве меры запугивания

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Насильное кормление, оскорбления, хватание детей за волосы – эти и другие случаи насилия в Елгавском детском доме описаны в семи заявлениях, адресованных правоохранительным органам. Инспекция по правам ребёнка начала расследование, в ходе которого от работы были отстранены три воспитателя, сообщает Latvijas radio.

Проект деинституционализации стоимостью в 90 млн. евро, разработанный Министерством благосостояния, позволил заглянуть в детские дома лицам со стороны. Государство решило проанализировать потребности детей, которым собираются подыскать приемные семьи. Для этого во все детские дома Латвии направили группы экспертов. Так в Елгавском детском доме оказались физиотерапевт Зане Пайча, социальный работник Снежана Павлова, эрготерапевт Занда Тима и психолог Андрия Ликова. Именно Ликова проводила интервью с детьми и увиденное назвала не иначе как адом.

«Основной способ воздействия, при помощи которого персонал достигает своих целей, управляет поведением детей, это — угрозы, нарушение физических границ на фоне постоянного эмоционального насилия.

Самая популярная угроза — что ребёнка увезут в лечебные учреждения», — рассказала Ликова.

Наиболее часто детей запугивают психоневрологическими больницами в Гинтермуйже и Айнажи, а также Елгавской больницей. Эти учреждения персонал упоминает, когда не справляется с поведением детей. Например, когда дети начинают курить, прогуливать школу, открыто выражать недовольство существующим порядком. Психолог Ликова рассказала, что об этом свидетельствует опыт многих детей. Она приглашала директора детского дома обсудить эту ситуацию, однако у директора не нашлось на это времени.

Руководитель детского дома Майя Нейланде согласилась на интервью с Латвийским Радио только в присутствии главы Елгавского управления социальными делами. Причем дальше забора детдома журналистов так и не пустили.

В заявлениях фигурируют эпизоды о том, что детей накачивают лекарствами в психоневрологических больницах. На это Нейланде ответила, что у каждого ребёнка свой диагноз.

«Да, у Гинтермуйжи есть отделение наркологии.

Его одним словом называют «психушкой», но это не запугивание.

Детям с зависимостями надо лечиться, есть также постановления сиротского суда об обязательном лечении. Детям надо это делать на благо собственного здоровья. Это не запугивание детей, а информирование», — говорит Нейланде.

Показания детей отличаются от того, что говорит Нейланде, отметила Ликова.

Дети утверждают, что их увозили насильно, без предупреждения.

Дети постарше рассказали, что это зачастую происходит по ночам. Помогает полиция самоуправления, которая выполняет указания детдома, куда и во сколько надо доставить ребёнка.

«Было немало случаев, когда детей информировали, что им надо ехать в больницу, но они просто сбегали. Как проще всего доставить ребёнка? С утра, в сопровождении полиции самоуправления. В Гинтермуйже с ними занимаются, но они часто и оттуда сбегают», — отмечает замначальника полиции Андрис Лакстигала.

Бюро омбудсмена выяснило, что почти 400 детей из центров ухода побывали в психоневрологических больницах, еще столько же учились в школах-интернатах, и большая часть из них там и ночевала.

Елгава не исключение – оттуда детей часто отправляют в дальние школы-интернаты, таким образом изолируя их от других подростков, в том числе братьев и сестёр.

Директор Елгавского детского дома Майя Нейланде рассказала, что у них был случай, когда одна девочка начала употреблять алкоголь и бродяжничать. Это вынудило администрацию детдома отправить её в школу-интернат, чтобы, по словам Нейланде, оградить девочку от неблагоприятной среды и дать ей возможность получить образование.

Самых непослушных детей отправляют в Латгалию.

Среди них есть и один мальчик, который пообещал сбежать из интерната в Адамове, так как там его избил кто-то из персонала, а после — заперли в комнате.

Андрия Ликова рассказывает, что мальчик зарекся никогда не возвращаться в этот интернат. Он также показал психологу синяки от побоев и позволил их сфотографировать.

Руководство интерната и воспитатели синяков не видели, и даже полицейский, который выпустил мальчика из изолятора, не заметил синяков. Хоть мальчик и позволил сфотографировать синяки,

руководитель детского дома Нейланде усомнилась в том, что дети могли так легко довериться человеку со стороны.

Нейланде рассказала, что в последний раз видела этого мальчика довольным и радостным, он ничего не рассказывал об этом случае ни ей, ни маме из гостевой семьи. Она отметила, что оценивающая команда была в интернате максимум семь часов, и этого времени недостаточно, чтобы дети начали им доверять.

В Адамовской школе о том, что мальчика избил кто-то из сотрудников интерната, тоже никто не знал.

По мнению Ликовой и других экспертов,

дети не жалуются на плохое обращение, так как думают, что им никто не поверит, а их просто отправят обратно в детский дом, где насилие продолжится.

Дежурный детского дома, по совместительству сотрудник полиции, в действиях своих коллег нарушений не видит. В полиции также нет официальных заявлений и информации о происходящем.

В свою очередь, представители Инспекции по защите прав детей сообщили, что и раньше получали информацию о систематических нарушениях в Елгаве. На этот раз заявление объёмнее всех предыдущих. По мнению инспекции, запугивание психбольницами является явным нарушением, которое может сказаться на будущей жизни ребёнка.

Кстати, зачастую дети зарегистрированы в центре ухода, а на самом деле большую часть времени проводят в другом месте. В той же Гинтермуйже, например. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное