Архивы переводят в «цифру» — и списки репрессированных КГБ тоже

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

В латвийских архивах хранятся тысячи уникальных документов, книг и других исторических свидетельств, интересных не только исследователям, но и общественности. Но нередко оригинал документа готов рассыпаться от ветхости, поэтому на руки его не выдают. Национальный архив Латвии в год оцифровывает по миллиону единиц хранения – но этого мало. Сейчас дошла очередь и до картотек КГБ ЛССР с именами репрессированных жителей, сообщает LTV. 

Архив располагает восемью высокочувствительными копировальными аппаратами для работы со старинными документами. В зависимости от сохранности этих документов ежедневно можно изготовить с помощью каждого прибора от 500 до 1000 цифровых копий.

По словам директора департамента превентивного сохранения документов Инги Штейнгольд сейчас в первую очередь стараются оцифровать архивные документы, свидетельствующие о создании независимой Латвии – к столетию республики. В том числе крупноформатные карты, которые находятся в плохом состоянии и не могут быть выданы читателям.  

«В цифру» перекочевывают древние церковные книги, регистры жителей, акты подушных ревизий и материалы переписей населения. Дигитализуют и собственно архивные реестры, из которых можно понять, где какое дело в фондах хранится. Директор архива Артис Фейманис поясняет: ученые могут, не выходя из дома, у себя на компьютере просмотреть реестры и загодя решить, какие из дел могут им потребоваться для научной работы.  Это экономит время на физическое обслуживание клиентов, они могут прийти и сразу получить нужное дело.  

То, что документы оцифрованы, еще не значит, что они станут общедоступными. Ограничения доступа, наложенные на физический оригинал, будут действовать и для электронной копии. Часть сведений охраняется законом о защите данных физических лиц.

Сейчас снимаются копии и с картотек КГБ – в ней имена репрессированных, ссыльных и осужденных. С финансовой помощью Комиссии по подсчету ущерба от оккупации создается база данных. Карточек – 120 тысяч. Оцифрована примерно половина.  

«Вот тут хорошо видна советская практика. Человек в 1942 году расстрелян за активную контрреволюционную борьбу. Но в более поздние времена эти деяния скрывали. И вот здесь вторая запись, что он якобы умер в 1945 году от паралича сердца, о чем сообщено его вдове», - показывает одну карточку Артис Фрейманис. 

Миллион страниц в год удается перевести в электронный формат – но это капля в море имеющихся фондов. Срочно нужно бы оцифровать не менее 10 – 20 млн документов, книг и других старинных вещей, но на это потребуется лет десять. В угрожающем состоянии документы ХХ века – причина в низком качестве носителей, в плохой бумаге.

В будущем году планируется оцифровать коллекцию пергаментов Исторического архива. Там насчитывается 2743 пергамента и почти 4000 печатей. Зачастую это произведения искусства по степени исполнения. Самые ценные и уникальные средневековые документы уже дигитализованы. Они написаны железным стилом на пергаменте, каллиграфическим почерком, с печатями из драгоценных металлов на шелковых шнурках. Среди этих грамот – и торговые договоры XIII века между немецкими городами, Готландом и древнерусскими Новгородом и Смоленском.  

Чтобы работа спорилась лучше – нужно техническое оснащение, признают архивные специалисты. То, что есть, изнашивается, и его пропускная способность ограничена. Программное обеспечение тоже нужно обновлять.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное