В основанной 120 лет назад латышской деревне в Сибири традиции живы до сих пор

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

В этом году исполнилось 120 лет с момента когда под Омском был основан латышский поселок Аугшбебри (Бобровка). Правительство царской России предложило освоить нетронутые территории, и за своей землицей в Сибирь отправились и латыши. Несколько поколений спустя в Аугшбебри еще слышна латышская речь, сохраняются и традиции. Раньше туда приезжали учителя из Латвии, но уже 5 лет как эта практика прервалась. Руководительница местного фольклорного кружка Varavīksne Ольга Бенке в разговоре с Latvijas radio подчеркивает: учителя нужны.

Песне Cielaviņa («Трясогузочка») жителей деревни в свое время научила как раз такая приехавшая из Латвии учительница — Анитра Шатровска. Сейчас она вспоминает об этом с теплотой.

«Эти воспоминания, эти чувства...

Такие живые, такие искренние, такие подлинные. Это маленькая Латвия — где-то далеко-далеко в России.

Я не чувствую, что была далеко от дома. Это была такая очень латышская Латвия, что мне кажется, нам и в Латвии такой латышскости не хватает», — рассказала Шатровска.

Latvijas Radio отправилось в Буртниеки, в гости к Анитре, как раз когда там гостила приехавшая из Аугшбебри Ольга Бенке. Она руководит тамошним фольклорным ансамблем и ее семья — одна из тех, что сохранила язык.

«Да, у меня и отец, и мать — латыши. У меня пять сестер и брат, и мы все дома говорим по-латышски. В школе учились, там все по-русски, но придем домой — все переходят на латышский», — рассказала Ольга.

На вопрос, много ли в Аугшбебри таких семей, Ольга ответила: «Немного, но есть. Песни поем, в игры играем. В районе мы востребованы именно благодаря своей латышскости». Ольга, впрочем, не скрывает, что язык понемногу утрачивается. Опасения, что язык вскоре совсем исчезнет, у Latvijas radio были и 16 лет назад, во время командировки в Аугшбебри. Однако есть еще сохраняюшие его семьи. Помогали и учительницы, приезжавшие из Латвии. Раньше приезжавшие.

«Уже года четыре, может, 5 лет, как больше нет учителей... Хорошо бы, чтобы люди [из Латвии] к нам приезжали, помогали поддерживать культуру, [чтобы были] песни, игры, танцы, какие-то мероприятия...»,

— считает Ольга.

В свое время у Аугшбебри возникла крепкая дружба с Валмиерой и Цесисом. Тогда в Сибирь часто наезжали гости из Латвии. Сейчас и эти связи ослабли.

«Радостно о тех временах вспоминать. Мы в Бобровке (Аугшбебри) тоже часто вспоминаем, какая тесная дружба у нас была, как и мы ездили в Латвию в гости. Не только я одна, а вместе с кружком Varavīksne, и были детские лагеря, и из Латвии опять к нам приезжали... Очень сердечные и крепкие связи у нас были, а сейчас как-то ослабели... Обеим сторонам надо бы их восстановить. Это даст людям толчок к сохранению латышскости, занятиям, чтобы сохранить свои традиции и язык», — рассказала Ольга.

Чтобы использовать этот ресурс, вам необходимо согласиться с применением файлов cookie.

Хотя язык понемногу и утрачивается, латышские традиции в Аугшбебри еще сильны. Сельчане сообща празднуют Рождество и Пасху, но главный праздник, конечно, Лиго. В этом году отметили и 120-летие основания деревни.

«Было такое небольшое юбилейное торжество, а вечером — Лиго. Получили и поздравления из Латвии, поздравил [премьер-министр] Марис Кучинскис, такая приятная неожиданность. Съехались со всех окрестностей, человек 200 на нашем празднике было. Всем очень понравилось. Танцы латышские были...

Я говорю — устали, наверное, латышские танцы такие длинные, выносливости требуют. А все отвечают — нет-нет, еще хотим.

Очень хорошо полиговали», — вспомнила Ольга.

В Латвию она приезжает раз в пару лет, иногда реже. Здесь и родственники, и друзей много, однако есть мечта — приехать на Праздник песни со своим фольклорным кружком: «Очень бы порадовалась наша Varavīksne. Сейчас уже и участников мало осталось, но еще приходят люди, поем и учимся, а если попасть в Латвию, появятся впечатления, появится и мотивация».

Пока жив в Аугшбебри клан Калниньшей, там сохранится «маленькая Латвия», считает Анитра Шатровска: «Ольгина девичья фамилия — Калниня... И я очень надеюсь, что и у ее детей когда-нибудь, в каком-то возрасте... произойдет этот «щёлк» [и вспыхнет интерес к латышскости]. И, если еще и это сотрудничество [с Латвией] будет, то, пожалуй, еще поколение продержится...»

Как уже писал Rus.lsm.lv, латышская диаспора в Сибири начала формироваться еще в начале XIX века — за счет ссыльных. Вся дальнейшая история диаспоры представляет собой чередование вынужденных и добровольных волн переселения. В конце XIX века в край хлынул поток добровольцев, которым царское правительство предоставляло бесплатную землю. После революции 1905 года в Сибирь попали многие ссыльные, а также люди, освободившиеся с каторги. С 1894 по 1914 года в Сибири поселились около 200 тысяч латышей, создавших около 200 колоний-поселений. В 1920-е в Сибири селились некоторые красные латышские стрелки, к которым в 1930-е добавились репрессированные сталинскими «органами» латыши. Наконец, сюда были направлены люди, без суда и следствия высланные из Латвии в 1941-1949 годах. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., например, в Красноярском крае насчитывается 2184 латыша и 577 латгальцев, а в Омской области — 1444 латыша (российская система статистики считает латгальцев отдельным этносом).

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное