Банкам придется выявить политически важных лиц и отслеживать сделки их родственников

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Уже на этой неделе Сейм в окончательном чтении рассмотрит поправки к закону о предотвращении легализации преступно нажитых средств. После их вступления в силу может статься, что банкам придется уделять повышенное внимание тысячам клиентов, связанных с политически влиятельными фигурами, сообщает Латвийское радио.  

Скороспелые поправки

 

Родственникам и самым близким друзьям депутатов Сейма, министров, чиновников высокого ранга, руководителей самоуправлений, судей, руководителей госпредприятий и других влиятельных в государстве людей в ближайшее время придется считаться с тем, что движение денежных средств на их банковских счетах станет объектом повышенного интереса со стороны банков. Такие уж поправки готовится рассмотреть завтра, 28 января, Сейм. В окончательном чтении.  

Законопроект предусматривает введение определения, кто является политически влиятельным лицом, и указания, на кого из приближенных к такому человеку лиц распространяются меры повышенного контроля.

Создавались поправки в большой спешке, признал парламентский секретарь Минфина (ответственного за законопроект) Арвил Ашераденс («Единство»):

«Там несколько вещей вместе совпали. Первая – это момент, когда мы на международной арене можем претендовать на участие в клубе развитых стран. Мы хотим стать страной-участницей ОЭСР, идет процедура переговоров,  в которой мы получили очень тяжелую критику за то, каким образом государство управляет Латвией как международным финансовым центром.

Латвия превратилась в довольно крупный международный финансовый центр – в ней оборачивается порядка 300 млрд евро. Хорошо, если третья часть денег – латвийские, остальное – средства нерезидентов. И если Латвия хочет сохранить этот статус, Латвии следует вести себя так, как полагается в хорошей международной практике».  

Но выполнение новых правил, которые осложнят жизнь банкам, важно и само по себе, не ради ОЭСР. Если мы хотим продолжать работать с нерезидентами.
 
Камень преткновения на пути в ОЭСР

Ашераденс подчеркивает, что последний этап переговоров о вступлении в ОЭСР омрачился упущениями в банковском надзоре – это может стать камнем преткновения для Латвии на пути во влиятельную и престижную организацию. До конца переговоров – месяц, поэтому никакие дискуссии, «стоит ли так сурово с банками», попросту невозможны.  

«Вторая вещь касалась политически заметных лиц и включения соответствующей нормы в законодательство Латвии. Здесь и орьба с коррупцией. Нам нужно понимать, что эти дефиниции политически заметного лица (..) касаются  не только внутреннего, но и внешнего рынка. Мы знаем, что латвийские банки нередко участвуют в денежных сделках политиков, зачастую нелегальных. Нам следует закончить до марта переговоры о вступлении, мы следуем рекомендациям, потому что хотим быть хорошими международными партнерами, и точно такие же требования нам выдвигает новая директива, которую следует ввести через год», - рассказал Ашераденс.

То, что ввести норму надзора за сделками в окружении «политически значимых лиц» Латвии придется независимо от вступления или невступления в ОЭСР, признаёт и глава Службы по пресечению легализации незаконно полученных средств Виестур Бурканс. Просто переговоры с ОЭСР ускорили этот процесс. А так у Латвии было времени до июня 2017 года.  

Усиленно следить за тысячами клиентов?

Дискуссии о том, что же мы получим на практике, возникли лишь в самое последнее время. Представитель надзорного департамента Комиссии по рынку финансов и капитала Кристап Марковскис особых проблем тут не видит, разве что из-за переговоров ОЭСР вышла ненужная спешка, и на обсуждение времени не осталось.  

А вот в Ассоциации коммерческих банков Латвии мнение – диаметрально противоположное. Банки указывают, что расширение понятия «политически влиятельное лицо» означает для них необходимость отслеживать сделки тысяч и тысяч своих местных клиентов.

«Мы понимаем, что в настоящий момент предложение – смотреть за всеми пятью поколениями: родители, дедушки-бабушки, братья-сестры, дети, внуки, жены… Этот круг лиц, который мы охватили сегодня, теоретически может достигнуть полумиллиона человек.  

Это означает, что в Латвии четверть населения придется углубленно анализировать, смотреть каждую их сделку… ну или не каждую. Эти определения тоже неясны сейчас», - сказал президент ассоциации Мартиньш Бичевскис.  

Полной ясности нет и у банкиров

Чтобы определиться с кругом «усиленно наблюдаемых», банки до конца года попросят клиентов заполнить анкеты на предмет причастности к «политически важным фигурам». Бичевскис уже сейчас прогнозирует, что это анкетирование вызовет обеспокоенность у населения:

«Это затронет огромное множество людей. Всем клиентам латвийских банков придется заполнять особые анкеты, им нужно будет дать информацию, объяснить, зачем все это. На это требуется время. И чтобы сделать это, и банкам, и госучреждениям нужно будет рассказывать – потому что иначе выйдет, что банки требуют у клиента информацию, которую затребовало государство, а клиенты недовольны и задают много вопросов».  

Банкиры также считают, что все прежние редакции поправок были слишком расплывчатыми, оставляя много места для интерпретаций. Не определено даже, что ээто такое – близкие отношения.  

Комиссия по рынку финансов и капитала (FKTK) учла эти возражения и к марту собирается разработать соответствующие рекомендации, с тем чтобы передать их банкам.  
 
Обязательная анкета – каждому клиенту банка

В любом случае ясно, что на опросник – анкету, выданную банком, – придется ответить всем, у кого есть в Латвии банковский счет.  

«Клиентам нужно считаться с тем, что это произойдет в этом году. Когда какой банк это сделает, мы сейчас не можем прогнозировать. Прежде всего должен вступить в силу закон. Возможно, будут еще какие-то правила Кабинета министров или FKTK. Наверняка банки будут готовиться, нужно будет приспособить информационные системы.  Для клиентов это означает, что в какой-то момент будут ограничения на проведение сделок, пока они свои интернет-анкеты не заполнят. Где-то летом – осенью это может произойти.  

Скорее всего, после 1 декабря, очевидно, нельзя будет проводить сделки, пока анкеты не заполнены. Это самое реальное, что может произойти – независимо от того, в филиале клиент хочет совершить сделку или в интернет-банке, он должен будет предоставить банку сведения, чтобы банк оценил его риски», - рассказал Бичевскис.  

Обычные сделки проверять не будут

Виестур Бурканс не считает, что у Службы по предотвращению легализации незаконно полученных средств имеются основания опасаться наплыва информации о совершенно рядовых сделках. Банки обязаны будут сообщать лишь о нетипичных транзакциях.  

«Скажем, есть глава самоуправления, получающий зарплату на свой счет. И у него есть дочь, которая поехала учиться в вуз в Ригу, и отец каждый месяц некую сумму отправляет ей, чтобы она могла оплатить комнату, купить еды – прожить. И тут вдруг у дочери в течение года проходит две крупные сделки, в которых она продает недвижимость где-то в Курземе. Вопрос: как и почему?» – прокомментировал ситуацию Бурканс.  

Сейчас его ведомство получает в год до 17 тыс. сообщений о подозрительных сделках. Есть определенные ценовые пороги для каждой сферы, при превышении которых банк обязан сообщить о сделке: для размена валюты – 8 тыс. евро, для банковских сделок – десятки тысяч, и т.д.

«Но главное – наличные, потому что наличные деньги – один из факторов риска отмывки капиталов», - говорит он.

Большинству жителей Латвии эти банковские новшества принесут лишь временные и небольшие неудобства. Заполните анкету по первому требвоанию банка – и забудьте, дальше дело техники. А вот удастся ли государству отлавливать коррупционеров, раскинув на них столь густую «сеть» - время покажет. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное