Скрипачка Элина Букша: «Мы, музыканты, умеем манипулировать временем...»

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Когда говорят о Латвии как мировой культурной державе — это действительно не преувеличение. Помимо многочисленных маститых знаменитостей подросло новое поколение молодых музыкантов, несущих имя Латвии в мир. Одна из них — скрипачка Элина Букша. Ей 26, но она завоевала европейскую известность. В минувшем году она уже выступила в Японии и Индии. Сейчас живет в Ватерлоо (Бельгия).  25 января с подачи Фонда Германа Брауна Элина выступит в Доме Черноголовых — настоятельно рекомендуем!

— Элина, с чего началась ваша любовь к музыке?

— Одно из первых моих воспоминаний детства следующее: я в церкви, мне, наверное, года четыре, и рядом со мной абсолютно ангельским голосом поет моя бабушка. На мой взгляд, переживания и впечатления детства чисто психологически очень значимы для нашего дальнейшего развития. И так это и было — бабушка во мне воспитала интерес к музыке, в самом прямом смысле.

После этого я, стоя у стола или у других поверхностей, делала вид, будто играю на фортепиано. Безостановочно пела, изображала театр. Была чрезвычайно музыкальным ребенком, которому необходимо было выразиться.

— Решение пойти в музыкальную школу шло, как обычно, от родителей?

КОНТЕКСТ

 

Обладательница Большой музыкальной награды Латвии (2012) Элина Букша родилась в Айзкраукле и с пяти лет занималась у педагога Ояра Калниньша. Позже продолжала учиться у русского скрипача Бориса Белкина в Нидерландах. В шесть лет Элина стала лауреатом конкурса Talants Latvijai. Дальше последовали победы на 16 международных и латвийских конкурсах. В 12 лет Элина дебютировала с Лиепайским симфоническим оркестром и с тех пор регулярно выступает со всеми профессиональными оркестрами Латвии.

 

Скрипачка концертировала в Германии, России, Швейцарии, Швеции, Италии, Нидерландах, Бельгии и Финляндии. Выступала в таких концертных залах, как Bozar в Бельгии, Филармония Тампере, Концертный зал имени Чайковского в Москве, Music Laeiszhalle в Германии. Сейчас Элина учится в Бельгии в престижной Музыкальной капелле королевы Елизаветы у профессора Огюстена Дюма, а также на мастер-классах прославленного профессора Анны Чумаченко в Германии, Франции и Швейцарии.

 

Играет на инструменте работы итальянского мастера Доменико Монтаньяны (1723), который на время доверен ей одним частным меценатом.

— Да, последовало решение родителей отправить меня в музыкальную школу в Айзкраукле. Там состоялось прослушивание детей, мне было пять лет. После того, как немного попела и исполнила некоторые упражнения по проверке ритма, из зала вдруг донесся громогласный голос: «Эта девочка пойдет в мой скрипичный класс!!!» Это был мой первый педагог Ояр Калниньш. И таким образом, моя судьба была решена буквально за две минуты. Далее пошла безжалостная работа, очень много слез, пота...

И совсем скоро последовали первые достижения.  Была очень сообразительным ребенком и, конечно, повезло, что рядом со мной все время были и занимались со мной отец, а затем все чаще и чаще мой педагог. Начиная с восьмилетнего возраста в конце недели жила у него дома в Кокнесе, где учитель со мной работал по три-пять часов в день. Потом были победы на различных детских конкурсах, первые концерты.

— Помните свой первый концерт?

— Первым значимым концертом, дебютом,  конечно, стало выступление с симфоническим оркестром. В возрасте 12 лет в Лиепае, с Лиепайским симфоническим оркестром играла 5-й скрипичный концерт Моцарта. До сих пор помню, что в том же самом концерте пела тогда и совсем молодая Кристине Ополайс, ныне мировая знаменитость. Это был очень важный опыт: вести за собой оркестр и ощущать эту большую ответственность. Дирижером был Марис Купч, который мне очень помог, это был действительно красивый концерт.

— Как получилось, что вы переехали в Бельгию?

— Я такой человек, которому важно постоянно открывать что-то новое, непрерывно двигаться вперед и искать, искать... Когда завершила обучение в средней школе в Латвии, у Ояра Калниньша, знала, что надо двигаться в сторону Европы. Я изголодалась по новым знаниям, вдохновению и внутри очень сильно ощущала, что скрипичная игра и музыка — это намного больше того, что знала прежде.

Была внутренняя уверенность. Но целый год искала себе нового «советника» — профессора. И наконец, открыла для себя две значительные, легендарные личности — Анну Чумаченко и Огюстена Дюма. У Дюма начала учиться в капелле королевы Елизаветы в Бельгии, где я до сих пор уже шестой год. Это абсолютно уникальная частная школа, которая работает в данный момент и как наш менеджер. Мы играем концерты, изучаем камерную музыку, работаем с выдающимися музыкантами. И все про и вокруг музыки.

— Как думаете, благодаря чему из Латвии вышло так много мировых знаменитостей?

— Очень часто, выступая в Европе, мне задают вопрос, отчего из Латвии так много звезд классической музыки. Мне это трудно разъяснить...  Всегда стараюсь к каждому человеку подойти индивидуально, но в любом случае необходимо признать, что культура  на этой земле играет огромную роль. Людям необходима красота, нужны театр, музыка, искусство, литература.  

Посмотрите, например, какие у нас фантастические молодые поэты... Или дизайнеры моды. Например, я в восхищении от работы дизайнера MareunRols. Какой взгляд, какой уникальный творческий, поэтический, своеобразный язык! Благодаря и этому тоже у меня есть желание развиваться, искать... и работать. Усердно, непрерывно работать.

— Расскажите о том, чем вам запомнился минувший год?

— Для меня он был очень интенсивным и полным творческих откровений. В предыдущем сезоне у меня состоялся дебют в Азии, играла в Японии с филармоническим оркестром Осаки Kansai и в Индии — с Симфоническим оркестром Индии. Записала очень важный диск c Liege Royal Philharmonic orchestra — это был Русский скрипичный концерт французского композитора Эдуарда Лало. За это  получила очень приятные отзывы критики.  Кроме того, дебютировала в Париже — в Theatre de la Ville с сольным концертом.

Еще очень значительный опыт был в октябре этого года, когда всемирно знаменитый французский струнный квартет Modigliani попросил меня заменить заболевшую первую скрипку и сыграть целый концертный тур во Франции, в Германии и Дании. Это был чрезвычайный вызов для меня — играть первую скрипку в квартете, который музицирует вместе уже 13 лет. Я преклоняюсь перед репертуаром струнных квартетов. И наконец-то поняла, где прячется эта магия.

— У вас есть любимые скрипачи?

— Видите ли, если мне надо упоминать моих любимых скрипачей... Сразу же скажу, что это очень необыкновенные, истинные музыканты в душе, которые умеют и не боятся рисковать. В то же время бесконечно уважаю и многих других.

Меня волнует Гидон Кремер и его бесконечные поиски идей и звучания, а также мой ментор Огюстен Дюма и его неожиданная фантазия... Боготворю записи сонат Бетховена в исполнении скрипачки Изабеллы Фауст и пианиста Александра Мельникова. Очарована Лизой Батиашвили за ее силу и концентрацию в скрипичном концерте Брамса.

Но вообще должна признать, что обычно слушаю симфоническую музыку, музыку времен барокко и Ренессанса, фортепианную... Обожаю вокальную музыку, оперу... Очень важна для меня духовная музыка, в ней так много света и надежды. Между прочим, одно из любимых моих произведений — «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова для хора.

Вообще меня интересует и увлекает многое. Начиная от живописи, литературы, поэзии... Вплоть до духов и искусства фотографии. Интересуюсь тем, что происходит в мире дизайна, все это меня очень вдохновляет и помогает выражать свои чувства в игре на скрипке. В принципе, считаю, что художнику надо быть очень разносторонним и всегда открытым для новых идей.

— Несколько слов о нынешнем концерте...

— Я рада, что в Риге сыграю со своим близким другом и очень важным для меня человеком Павлом Колесниковым. Это как человеческая, так и музыкальная дружба, которая наполняет нас обоих. Мы очень, очень разные, и поэтому нам никогда не бывает скучно. У нас много общих интересов, например мир запахов, духов.  Непрерывно делимся впечатлениями, и это нас вдохновляет создавать музыку.

Наша программа в Риге очень интимная и многообразная. Начиная с интровертной меланхолии сонатины Франца Шуберта ля минор и очаровательной, деликатно-романтической сонаты французского композитора Рейналдо Хана и завершая порывистыми, полными конфликтов первой и второй сонат Брамса для скрипки и фортепиано, в которых внутренняя сила человека перемежается с так часто задаваемыми жизнью вопросами...

— Девушка, которая играет на таком сложном инструменте и которая живет в городе с таким боевым именем — Ватерлоо... У вас характер тоже боевой?

— Я очень упрямая, и со мной, в принципе, нелегко. Но стараюсь работать с максимальной отдачей. Отдаюсь полностью тому, что делаю. Для меня важно искать родственные души в искусстве, поскольку, на мой взгляд, у творческого сотрудничества огромная сила. Я максималистка по природе. Могу работать до раннего утра, заниматься, искать новые идеи, не жалея времени. Пока что у меня есть такая возможность, что важно.

Нам, служителям муз, надо честно признать, что умеем манипулировать со временем. Когда происходит концерт, то время принадлежит нам и нашей публике. Происходит магия, происходят чудеса. И если надо, мы можем отдать последнюю каплю нашей энергии... Открывая свой внутренний мир в тот же момент делимся этим с людьми — тем, что чувствуем, что видим. Иначе какой смысл во всем этом?

— Вне интервью вы мне рассказывали о том, что любите поэзию Иосифа Бродского...

— Но прежде всего должна сказать, что в этом году трижды была в Венеции, где выступала с концертами. Я влюбилась, как маленькая девчонка. Это город, в котором чувствую себя, как рыба в воде. Там действительно останавливается время. Я была очень воодушевлена и у меня появилось так много сил и энергии. И наконец поняла, почему столь любимый мною Иосиф Бродский так много времени проводил именно там.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное