Российская скрипачка Ирина Тюменцева: «Моя политика — искусство»

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Недавно в Лиепае прошел первый симпозиум «Искусство без границ», на который его инициатор и организатор, лиепайский скульптор и музыкант Раймонд Габалиньш пригласил единственного иностранного гостя — скрипачку и эзотерика из Воронежа Ирину Тюменцеву. Итогом симпозиума стали скульптуры, джазовые импровизации и стихотворные произведения. А для Ирины — еще и знакомство с Латвией и Лиепаей, где она раньше не бывала. Об этом, а также о взглядах на мир объявляющего себя аполитичным человека Rus.lsm.lv и поговорил с российской гостьей.

Открытие джаза

— С Раймондом мы познакомились через интернет — у нас оказались общие интересы в музыке, совпало мировоззрение, мы оба занимаемся эзотерикой. И он пригласил меня принять участие в «Искусстве без границ», итогом которого стали мои стихотворения, скульптурные инсталляции Раймонда и музыкальные импровизации вместе с объединением Jazz for Five на семь различных тем, связанных с духовным развитием и размышлениями, с углублениями в эзотерику. Семь — число магическое? и каждая тема была связана с внутренним космосом человека, его энергетической системой, с деятельностью вселенной и влиянием этого на нашу жизнь. Искусство безгранично, его язык понятен любому человеку, независимо от языка и вероисповедания.

— По образованию вы классический музыкант, где учились, работали? Какая музыка вам ближе всего?

— Училась в музыкальной школе, потом в Минской консерватории. Затем вернулась к родителям в Воронеж, работала в Управлении культуры, завучем в музыкальной школе и Воронежском симфоническом оркестре. Затем пригласили в Липецкий симфонический в качестве первой скрипки, было много интересной работы, в том числе и с различными камерными коллективами. Сейчас преподаю в детской школе искусств Воронежа.

— Какая музыка вам ближе всего?

— Воспитана, конечно, на классике, играю и современную музыку. В Лиепае впервые играла в джазовом коллективе — к своему большому удовольствию. Мне настолько понравилось, что надеюсь и дальше продолжить этим заниматься, потому что ощутила большую разницу между исполнением классической и джазовой музыки. Джаз дает свободу и возможность импровизировать, играть то, что идет из души. В классике ты ограничен рамками задумки композитора.

Музыка вместо таблеток

— Как все это сочетается с эзотерикой?

— Это мое давнее увлечение, занимаюсь эзотерикой больше 25 лет. Много медитирую. Однажды узнала о влиянии звука на человеческий организм. Стала экспериментировать, вначале попадалась в основном литература по восточной, в частности, индийской музыке, мантрам. Подумалось, что не может быть так — бог наградил этим знанием один народ, а остальное человечество ничего не знает. Стала искать такую музыку — с целительным эффектом в западноевропейской классике. Оказалось, что ее немало. Потом стала и сама импровизировать.

— И какая западная музыка обладает таким эффектом?

—Бах, Бетховен, Чайковский, Вивальди... Ее много.

— Вопрос с точки зрения практичного обывателя: «от чего помогает?»

— Есть целые списки по каждому органу — какую музыку и в какое время суток слушать. У каждого органа есть биологические часы, когда он работает с наибольшей отдачей, в это время и надо заниматься целительным прослушиванием музыки. К примеру,

музыка Чайковского хорошо действует на печень

(смеется). Это так материально звучит. Скажем так: каждая клеточка нашего организма вибрирует и издает определенный звук. И если правильно подобрать в резонанс какие-то другие звуки, то можно «лечебным звуком» выправить неправильные колебания. Это резонансная терапия. В Москве и Санкт-Петербурге работают целые институты музыкальной терапии.

Без политики

— Вы в Латвии уже были раньше? Как впечатления? Как вам кажется, как жители Латвии к России относятся?

— Впервые сюда приехала, в Литве бывала уже, а в Латвии нет. Всюду встречала только доброжелательное отношение. Еще когда

на визу документы подавала — просила на месяц, а дали сразу на год.

Ни разу не столкнулась в Латвии с каким-то негативом. В магазинах, к примеру, мне все отвечали на русском, даже молодежь очень старалась. Лиепая мне очень понравилась — красивый город, тут покой, но в то же время разнообразная культурная жизнь, и свой симфонический оркестр есть. В городе чистота, порядок, цветов много. Люди, конечно, немного более сдержанные, в России более открытые. Но в целом очень комфортно себя здесь чувствую. Здесь очень много интересных местечек с туристической точки зрения.

— А как россияне к Латвии относятся? Особенно в контексте нынешних реалий.

— Мое окружение — совершенно нормально, без каких-то политических или других предвзятых мнений. Но я очень далека от политики, моя политика — искусство. Обычные люди — а я обычный человек — живут нормальной жизнью. И националистических наклонностей не наблюдаю. Сейчас вот у нас беженцев с Украины много...

— Откуда они? И что там творится?

— Из Луганской области, она неподалеку от Воронежа. Я разговорилась как-то с одной молодой женщиной, она работает учительницей в нашем районе. Тоже спрашивала у нее, что там происходит. Она ответила — мол, мы не знаем, там большая политика. Они уехали из-за обстрелов.

— Как считаете, «Крым — наш»?

— Сейчас он российский, раньше тоже долго был наш, а потом... Но я не слежу за политикой, и она не оказывает влияния на мой образ жизни.

— Россияне на самом деле так обожают Путина, как показывают рейтинги?

— Да, многие люди его действительно обожают и считают, что это президент, который и должен сейчас быть, что Путин — человек, который правильно руководит Россией.

— И это на фоне рухнувшего рубля и понизившегося уровня жизни?

— Но ведь во всем мире кризис...

— В России сейчас резко выросло влияние церкви, как относитесь к этому?

— После того, как советская власть рухнула, церковь стала восстанавливаться, народ ведь верующий был, и сейчас религия поддерживается. Мне, к примеру, очень нравится смотреть по телевизору пасхальное богослужение, вижу, что и президент наш там, и премьер-министр. Но сказать, что религия заполонила всё — нет.

— Как вы относитесь к церковным, по-сути, запретам мероприятий культуры, к той же истории с «Тангейзером», к примеру?

— Не слышала ничего об этом. Но вот эти девочки в Храме Христа Спасителя (Pussy Riot — Rus.lsm.lv)... Считаю, что нельзя такое делать, если ты приходишь в церковь, то уважай ее законы.

— Санкции как-то отразились на обычной жизни?

— Цены, конечно, выросли, но продуктов меньше не стало. У нас свои молочные и другие комбинаты есть.

— А как вам латвийские молочные продукты?

— Очень вкусные, а сметана просто замечательная.

Прибалтика всегда молочными продуктами славилась, хотя ваши до нас и без всяких санкций не доходили.

А шпроты латвийские мы знаем. В Лиепае попробовала фирменное блюдо «Треску по-лиепайски», очень вкусно оказалось. И сделала для себя удивительное кулинарное открытие — селедка с творогом. Даже не представляла, что такое сочетание можно есть. Но меня уговорили попробовать, это оказалось действительно очень вкусно, так что привезу рецепт в Россию...

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное