Полина Осетинская: «В Риге исполню монографическую программу Чайковского»

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Совсем скоро — 10 мая — в Большой гильдии выступит пианистка Полина Осетинская. Широчайшая известность к ней пришла еще в раннем детстве — она из тех, кого называли «вундеркиндами». Сейчас Полина приезжает уже в статусе одной из самых ярких российских пианисток своего поколения. Накануне визита Rus.lsm.lv удалось пообщаться с ней по телефону.

— Полина, вы же не впервые в Риге? Помню ваш замечательный концерт — кажется, в 1994 году...

Контекст

Полина в шесть лет дала первый сольный концерт — в Вильнюсской филармонии. В восемь состоялся дебют с оркестром — с камерным оркестром Литвы под управлением Саулюса Сондецкиса она исполнила Концерт ре минор Баха. Закончила школу-лицей при Петербургской консерватории, а затем и саму консерваторию в классе Марины Вольф, прошла ассистентуру-стажировку в Московской консерватории у профессора Веры Горностаевой.

Выступала с Токийским филармоническим оркестром, оркестром Петербургской филармонии, симфоническим оркестром им. Е. Ф. Светланова, оркестрами «Виртуозы Москвы», «Новая Россия», Веймарской национальной оперы и другими коллективами. Ее игру публика слышала в Большом и Малом залах Московской консерватории и Петербургской филармонии, венском Musikverein, концертном зале Мариинского театра, залах Варшавы, Сан-Франциско, Брюсселя, Японии и многих других.

В свои сольные программы Полина нередко включает сочинения композиторов конца XX-XXI вв, часто «сталкивая» их с классикой. Приверженец и популяризатор композиторов-современников поставангардного направления: Сильвестрова, Десятникова, Мартынова, Пелециса, Карманова.

Лауреат молодежной премии «Триумф». В 2008 году Полина написала автобиографическую книгу «Прощай, грусть!», ставшую бестселлером. В ней описана и история того, как отец в детстве получил травму руки и не мог играть на фортепиано, поэтому решил вырастить дочь великой пианисткой. В своем воспитании он использовал достаточно жестокие методы. В 13 лет Осетинская заявила о методах отца на всю страну. Тем не менее, московскую квартиру Осетинских часто посещали знаменитости мирового масштаба, например, Джордж Сорос или Сьюзен Эйзенхауэр. Сам Олег Осетинский называл свою методику «Дубль-стресс».

— Впервые после того, как я ушла от отца, девочкой приезжала в Ригу с классным концертом педагога Марины Вениаминовны Вольф. Это было, кажется, в 1990 году, мне было 14 лет. Это были мои первые шаги в творчестве. А потом действительно, я приезжала на стыке 1994-1995-го, мне было около двадцати лет, и я играла сольный концерт в Зале Вагнера — это был Малый зал филармонии, его филиал, не в Большой гильдии.

Разумеется, люди на меня тогда смотрели, слушали и неизбежно сравнивали свое впечатление с тем впечатлением от той девочки, которой я когда-то была, когда приезжала впервые. И, конечно, не все были довольны результатами. А с отцом я не приезжала с 1988 года, мы не общаемся с тех самых пор.

— Расскажите о программе нынешнего концерта.

— Будет Петр Ильич Чайковский — его циклы «Детский альбом» и «Времена года». Почему именно такая программа и именно эти конкретные произведения? Дело в том, что у меня только что, совсем недавно, на фирме «Мелодия» вышел диск с этими произведениями. И организаторы нынешнего концерта являются многодетными родителями, у них растет четыре ребенка (или даже пятеро). И они это сделали в первую очередь потому, что их детям нравится, как я играю «Детский альбом», и они хотели это услышать живьем. Ну и, конечно, всем остальным музыкальным детям и, наверное, их родителям это должно быть интересно. 

Так что программа, которую я буду играть 10 мая в Риге, — это монографическая программа Чайковского, которая предназначена не узкому кругу академических слушателей, а все-таки людям в целом — примерно от нуля до ста лет. «Детский альбом» я намерена сопроводить картинами, проецирующимися на экран, проиллюстрируем музыку картинами. Просто у меня есть опыт с детьми, веду два авторских абонемента — детский в Московской филармонии, детский и взрослый в Пермской филармонии.

Ну, а для большого, «взрослого» цикла Чайковского «Времена года» необходимы не столько визуальные, сколько поэтические образы. Мы знаем, что Чайковский свои вещи предварял поэтическими эпиграфами, и я бы хотела со временем дать «Временам года» свою версию поэтического эпиграфа — начиная с поэзии Серебряного века, заканчивая тем же Бродским и нашими современниками. Это большая работа — я не успею ее сделать к рижскому концерту, но в будущем это непременно сделаю.

— Что самое главное произошло в вашей жизни за минувшие пять лет?

— За это время у меня произошло довольно-таки много изменений. Все-таки я большую часть своей жизни, с 32 до 38 лет, посвятила деторождению, полностью посвятила себя семье и практически не занималась никакой карьерой. И после того, как мои дети были выкормлены, поставлены на ноги, немножко подросли и стали уже чуть-чуть более самостоятельными, в общем, вышли из младенческого возраста, я вернулась к активной концертной деятельности.

Это совпало с моим разводом, стало меньше обязанностей по содержанию дома и, если можно так сказать, сохранению семейного очага. В общем, появилось больше времени для творчества.

— Что ожидается в вашей творческой жизни в ближайшее время?

— Мои ближайшие творческие планы превышают мои ожидания, поскольку у меня очень много предложений, много интересных проектов. Например, можно назвать наш спектакль с актрисой Ксенией Раппопорт, который мы создали в этом сезоне и с большим успехом возим по стране и даже уже за рубежом были с небольшим турне. А в следующем сезоне планируется турне по странам Европы с Максимом Венгеровым (один из ведущих на сегодня скрипачей мира — прим. А.Ш.). И, конечно, ожидаются многочисленные сольные проекты.

— Несколько лет назад вы выступали с пианистом Гориболем в рамках арт-мессы Art Faire Riga. Но были у нас и полтора года назад с весьма интересным частным визитом...

— Да, в Ригу я приезжала позапрошлой осенью, на спектакль Михаила Барышникова. Дело в том, что моя жизнь так устроена, что мне сложно выбраться куда-то одной, оставив детей и все свои обязательства. Но мне удалось...

В тот раз мне подарили билет на спектакль «Бродский Барышников» в Новом рижском театре. Это был замечательный подарок от моего коллеги, известного рижского пианиста и общественного деятеля Артура Цингуева (с недавних пор он директор рижской Болдерайской музыкальной и художественной школы — прим. А.Ш.).Он мне написал, что билет меня ждет, и я могу приезжать. И я ему была очень признательна, потому что провела совершенно незабываемых три дня в Риге — в компании Барышникова и этого удивительного города.

До новой встречи в Риге!

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное