Питер Гринуэй – об Эйзенштейне, России и свободе

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Вчера в рамках «Балтийской жемчужины» в Малом зале «Splendid Palace» вслед за нашумевшей лентой легендарного провокатора Питера Гринуэя «Эйзенштейн в Гуанахуато» и встречй с ее автором был показан фильм россиянина Олега Ковалова «Сергей Эйзенштейн:мексиканская фантазия».

И да простят мне фанаты Гринуэя и критики, но признаюсь, впечатление от его провокационной, броской и красивой, даже в эпизодах не очень «красивых» человеческих проявлений, фантасмагории почти затмила последовавшая сразу за ней авторская версия Ковалова и беседа с ним.

«Месиканская фантазия» была смонтирована из отобранных Коваловым кадров, снятых Эдуардом Тиссэ и Сергеем Эйзенштейном для задуманного, но так и не созданного ими фильма «Да здравствует Мексика!» (остались 75 тысяч  метров чернового материала). С первых же мгновений  коваловская  версия, начинающаяся со своего рода кинопортретов героев ленты, передает счастье самого существования, радость от каждого мгновения этой прекрасной жизни. А она -- действительно лишь мгновение, и потому застывшие в страшном крике «лица» мумизированных мертвецов  из знаменитого мексиканского музея  искажены  полны вселенского ужаса расставания с нею.

Гринуэй рассказал о первой встрече с фильмами Эйзенштейна в ранней молодости и огромном впечатлении, которое с годами лишь усиливалось. Сегодня Гринуэй-й убежден, что Эйзенштейн – самый выдающийся  кинорежиссер  не только в европейском, но в мировом масштабе. И даже если кино умрет, фильмы его все равно будут жить.  Причем, живи новатор- Эйзенштейн сегодня, он бы обязательно использовал все новейшие кинотехнологии, а у него самого есть что позаимствовать и нам, в 21 веке.

Гринуэй говорит, что главная послание его фильма – о свободе и несвободе, человеческой вообще и человека творческого (кстати, его версия о «нетрадиционной» связи российского гения со своим молодым мексиканским гидом воспринимается именно как материал для размышлений на эту тему ). Имея в виду историю взаимоотношений Эйзенштейна с властями и персонально Сталиным, когда существовали определенные рамки дозволенного – и более чем трехлетнего путешествия автора «Стачки» и «Потемкина» по заграницам  (Германия – Англия – Голландия – Швейцария – США – Мексика),  где молодой режиссер  оказался в ином культурном контексте. А также историю многочисленных неосуществленных замыслов Эйзенштейна. Среди которых, как ни удивительно, оказался и голливудский проект «Американской трагедии», которую он уже начал было снимать с профессиональными актерами, и Теодор Драйзер принял его экспрессионисткое решении. Но руководство студии Paramount закрыло картину.

Гринуэй поведал историю рождения замысла и работы над своим фильмом об Эйзенштейне, но об этом мы уже достаточно писали. На следующий год должна выйти вторая часть проекта, картина  «Рукопожатие Эйзенштейна», рассказывающая о жизни режиссера в Швейцарии в 1920-е годы. Она финансируется частными компаниями из Швейцарии, Латвии и Финляндии, и в ней использованы архивные материалы, хранящиеся в российском Госфильмофонде.  (Недавно глава фонда Николай Бородачев заявил, что «Гринуэй согласился с требованиями и изменил некоторые детали» сценария, касающиеся сексуальной ориентации Эйзенштейна.) Режиссер рассказывает, что   фильм будет повествовать о  взаимоотношених  Эйзенштейна с американскими и европейскими о знаменитостями, «которых он интересовал и которые захотели с ним встретиться». 

По просьбе Rus.lsm.lv  Гринуэй рассказал и о продолжении российской темы в своем беспрецедентном кинематографическом проекте. О будущих съемках в России масштабного художественного фильма с рабочим названием «Волга»  по книге Александра Дюма «Из Парижа в Астрахань. Свежие впечатления от путешествия в Россию». Эти путевые заметки 1858 года впервые перевели на русский только в 1993-м. Дюма прожил в России два года.  Путешествуя на пароходе по Волге, Александр Дюма, побывал  почти во всех поволжских городах. Съемочная группа, в которую вошли также супруга Гринуэя, театральный режиссер Саския Бодеке, а также давно живущий в России франузский продюсер, телеведущий, издатель, философ Пьер-Кристиан Броше, проплыла по Волге, повторяя путь Дюма и подыскивая натуру.  

В фильме переплетутся уникальные съемки, исторические реконструкции важнейших событий в России, сюжетные линии будут раскрываться с участием российских и иностранных актеров.
Съемки начнутся в 2016 году, а выйти на экран он должен  в 2017-м.  Авторам хотелось, чтобы «Запад понял, что Россия - это не только Москва, Кремль, КГБ, Ленин, Сталин, а большая и красивая страна», где мирно сосуществуют самые разные культуры вероисповедания. В фильме будет показана современная Россия и ее прошлое, с особым акцентом на том, страна является и границей, и связующим звеном между Азией и Европой, Востоком и Западом. Это будет рассказ о России, представленной через призму исторических, этнографических, геополитических событий, которые выстраиваются вокруг великой реки.

Кроме обычных цифровых камер высокой четкости, будут использованы камеры-дроны, анимация и другие современные технические приспособления. Съемки запланированы на 2016 год, в российский и зарубежный прокат лента должна выйти в 2017 году.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное