Пианист Рейнис Зариньш — «А на улице настоящий Summertime!» #kultura1kB

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Сегодня в зале «Дзинтари» завершается тринадцатый фестиваль оперной дивы Инессы Галанте Summertime. А накануне в малом, историческом «Дзинтари» состоялось выступление живущего сейчас в Лондоне Рейниса Зариньша, которого, несмотря на молодость, уже можно смело называть выдающимся музыкантом.

Корреспонденту Rus.lsm.lv посчастливилось отправиться в Юрмалу на концерт вместе с профессором Раффи Хараджаняном, консерваторским учителем Рейниса. Духота в тридцать градусов, но полный зал. Профессор шутливо подметил: «Это как надо любить симфоническую музыку, чтобы в такую погоду пойти на концерт!»

Выступление пианиста предварила госпожа Галанте, сказавшая:

«Рейнис уже выступал на нашем фестивале год назад, и после этого мы очень захотели увидеть его еще раз».

Рейнису всего 32 года, но можно сказать, что это уже состоявшийся человек и музыкант. О его феноменальной карьере говорят уже такие факты, что он лауреат одиннадцати престижных конкурсов и трижды (!) лауреат Большого музыкального приза Латвии. Больше — четыре — кажется, только у нашего знаменитого композитора Артура Маскатса, которому в этом году, однако, исполняется 60. Хотя на родине Зариньш теперь бывает крайне редко — после окончания Музыкальной школы Йельского университета (США) и Королевской академии музыки в Лондоне осел на Туманном Альбионе. Выступает в крупнейших залах Европы, что не мешает ему активно пропагандировать латвийскую музыку — в частности, сейчас готовит новый альбом с сочинениями Луции Гаруты.

Когда Рейнис вышел на сцену, его уже встретили такими аплодисментами, которые иному пианисту достаются только после выступления.

«А на улице настоящий Summertime!»

— сказал он под смех зала и предварил первую часть концерта (произведения Фредерика Шопена) небольшим рассказом — о том, что звучавшие в этом концерте первая и четвертая баллады — настоящие истории без слов, а каждая из знаменитых прелюдий (прозвучали шесть из 24) — это микрокосмос.

Редкое сочетание сдержанности и темперамента, когда при игре преобладает не чувствительность, присущая многим исполнителям Шопена, а чувственность, а это ведь разные вещи. При этом действительно блестящая техника и невероятный артистизм без всякой аффектации. И — уверенность в себе, чувствуется, что он давно знает, как подать материал.

«Что приятно, когда выступает Рейнис, то я, его учитель, совершенно не мандражирую, — сказал в антракте профессор Хараджанян. — Я знаю, что все будет хорошо! А ведь чаще бывают случаи, когда учителя волнуются — помню профессора Блюменталя, у которого во время игры его учеников затылок и шея становились багровыми».

Второе отделение было отведено большой, на полчаса, си-минорной сонате Ференца Листа. «Пожалуй, самое важное сочинение Листа для фортепиано», — сказал Рейнис. И приступил к исполнению этого мощного произведения, в котором ангелическое постоянно пересекается с демоническим. Говорят, что за душу гения борются Всевышний и Сатана — именно об этом данная соната. И тут Зариньш выступает, не побоимся этого слова, настоящим философом.

Завершение сонаты — аккорды, возвышающие душу, и после почти генеральной паузы вдруг нота, изображающая тихую поступь дьявола. Большая — секунд на двадцать — пауза в зале.

В этот момент вспомнились строки, уж извините, Иосифа Бродского, из его «Двух часов в резервуаре» (1965), которые как никогда подходят к этому музыкальному произведению Листа:

«От человека, аллес, ждать напрасно:
"Остановись, мгновенье, ты прекрасно".
Меж нами дьявол бродит ежечасно
и поминутно этой фразы ждет».

Генеральная пауза была прервана воскликом Инессы Галанте из второго ряда: «Браво!» После чего — продолжительные аплодисменты публики.

И поверьте, даже это выдающееся произведение Листа может показаться не таким выдающимся, как «Двадцать взглядов на младенца Христа» в интерпретации Зариньша, которую он предложил публике во время «Рождественского фестиваля» в этом же зале в декабре прошлого года — более двух часов без перерыва, причем, это совсем не сладкая «рождественская сказка».

На бис Рейнис исполнил «посмертный фрагмент» Сергея Рахманинова — короткое сочинение, которое было опубликовано только после смерти великого русского композитора.

После концерта несколько человек пришли за кулисы к пианисту, среди них — профессор Хараджанян и учитель по музыкальной школе Рене Салакс.

«Рейнис уже выдерживает паузы, как взрослый артист», — сказал Раффи Хараджанян.

Подошедший через минуту крупнейший музыковед Латвии, профессор Борис Аврамец сказал Рейнису: «Вы большой артист»...

Сейчас в музыкальном мире очень много талантливых, больших молодых музыкантов, но на их фоне Рейнис Зариньш стоит особняком — при этом он только в начале, безусловно, большого пути.

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное