Ксения Сидорова и Пааво Ярви выступили в "Дзинтари" #kultura1kB

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Продолжается сезон в большом зале "Дзинтари". Накануне здесь выступали два музыканта, имеющие широкую известность во всем мире - аккордеонистка Ксения Сидорова и дирижер Пааво Ярви.

Ксения родилась в Латвии, сейчас живет в Мадриде (замужем за испанцем), гастролирует по всему миру - от США до Австралии. Так что большая удача, что сейчас на родине выступает уже второй раз за месяц - в июле тоже играла в "Дзинтари", в рамках открытия "Юрмальского фестиваля" с Раймондом Паулсом.

Кроме того, тогда Ксения представила сразу две латвийские премьеры: произведение французского композитора Франка Анджелиса, написанное для нее буквально в конце нынешней весны и произведение русского композитора Сергея Ахунова.

Пааво Ярви - сын выдающегося дирижера Неэме Ярви, пошел по стопам отца. После того, как семья великого эстонца эмигрировала в США в начале 1980-х, юный Пааво там учился под руководством Леонарда Бернстайна, а в последующие годы был главным приглашенным дирижером в Стокгольмском и Бирмингемском симфонических оркестрах.

С 1994 по 1997 год Пааво Ярви был главным дирижером симфонического оркестра Мальмё, в сентябре 2001 года стал музыкальным директором симфонического оркестра Цинциннати. С 2004 года возглавляет Бременский камерный оркестр, с 2006 года во главе симфонического оркестра Франкфуртского радио. Осенью 2010 года Пааво Ярви также возглавил Оркестр Парижа.

А в Юрмалу Пааво приехал с фестивальным  оркестром Пярну - как говорится, от курорта курорту. В его составе, кстати, и выдающаяся латышская скрипачка Эва Биндере. В первом отделении коллектив исполнил переложенный для оркестра восьмой струнный квартет Дмитрия Шостаковича.

Одно из самых известных произведений Шостаковича было написано за три дня - с 12 по 14 июля 1960 года. Формально композитор посвятил его "памяти жертв фашизма и войны", но в нем, как и в знаменитой Седьмой ("Ленинградской") симфонии, прослеживаются и личные мотивы, протест против угнетения и террора в любом его виде.

Любопытно, что это единственное произведение Шостаковича, написанное им  во время его пребывания за границей - в данном случае в Дрездене, который к тому времени был полуразрушен. Впрочем, для того, чтобы получить разрешение на выезд в социалистическую ГДР, Шостаковичу пришлось вступить в КПСС.

В этом же отделении впервые в Латвии в исполнении оркестра и Сидоровой прозвучал концерт для аккордеона с оркестром известнейшего эстонского композитора (ему 57 лет) Эркки Свен Тюира - "Пророчество". Что же нас ожидает? Судя по настроению концерта, все будет не так легко, но мы прорвемся под звуки виртуозно исполняемой музыки. Концерт написан для финского баяниста Мика Вайринена.

Для самой же Ксении это был важный вечер, поскольку позволил исполнить и не так часто исполняемый классический репертуар, а "в концерте Тюира аккордеон раскрывает себя полностью". Впрочем, репертуар для аккордеона растет - для этого инструмента пишут такие корифеи современной композиции, как Лучано Берио и София Губайдулина.

На бис Ксения играла "Баркаролу" Сергея Рахманинова. А во втором отделении звучала Первая симфония Дмитрия Шостаковича, написанная им в возрасте девятнадцати лет. По сути, дипломная работа, в которой уже была виден почерка мастера, сочетавшего остроумие  и даже сарказм с драматизмом или даже трагедией.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное