Килобайт культуры: После рижского вечера в честь великой балерины говорили — «Майе это бы понравилось…»

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

После полуторачасового вечера в честь (именно в честь, а не памяти, для многих она до сих пор живая) Майи Плисецкой, состоявшегося в Новом зале Латвийской Национальной оперы, на выходе из зала Rus.lsm.lv пересекся с некогда солисткой нашего балета, ныне преподавателем латвийского балета Людмилой Петровной Викановой. «Имела честь встречаться с Майей Михайловной, - сказала она. – Думаю, ей бы этот вечер понравился».

Это был действительно весьма душевный и насыщенный вечер, но без лишнего пафоса, который Майя не любила. Не все знают или помнят, но символично, что вечер состоялся именно здесь - в Новом зале оперы. Ведь по-соседству с ним как раз терраса, где за десять месяцев до своего ухода в Вечность Майя в последний раз была в Риге, в которой выступала не раз - была на банкете в честь гастрольного показа оперы «Очарованный странник» своего супруга Родиона Щедрина, в постановке Мариинского театра (дирижировал Валерий Гергиев). 

Нынешний вечер состоялся в рамках фестиваль TÊTE-À-TÊTE 2016, проводимого Фондом Бориса и Инары Тетеревых. Именно Борис Тетерев привозил к нам Майю и Имперский балет в 1996 году – это было незабываемо, Майя танцевала «Айседору», «Умирающего лебедя»… Нынешний вечер номинально был посвящен выходу книги главного редактора журнала «Сноб» Сергея Николаевича, которому посчастливилось общаться с великой балериной. Мемуары под названием «Майя и другие» поддержал опять же Фонд Тетеревых.

Господин Николаевич зачитал фрагмент своей книги, в которой описывает, как 6 апреля 1972 года он, мальчонка, чудесным образом попал на галерку Большого театра, где увидел мировую премьеру «Анны Карениной» с Майей в заглавной роли. Фрагменты мемуаров Плисецкой об этой роли зачитала народная артистка России Юлия Рутберг – о том, какими усилиями удалось Майей то «падение Карениной», как она танцевала с Марисом Лиепой в роли Вронского.

Как дополнение и продолжение – на видеоэкране фрагменты из того знаменитого балета. Прозвучал и вальс «Каприз» Франца Шуберта-Ференца Листа в исполнении всемирно знаменитого скрипача Гидона Кремера, его камерного оркестра KREMERata Baltica и пианистки Юлианны Авдеевой. Кстати, Гидон Маркусович предстал перед нами уже в статусе лауреата Императорской премии Японии, на вручение которой он поедет в Токио в конце октября.

Музыка Фредерика Шопена, Петериса Васкса, Альфреда Шнитке, Густава Малера, Астора Пьяццоллы, Родиона Щедрина, Шигеру Умабаяши сочетались со стихами Андрея Вознесенского и Беллы Ахмадулиной, воспоминаниями Сергея Николаевича, как Майя принимала участие в фотосессии в Париже у знаменитой Беттины.

«О том, что Майя ушла из жизни, я узнал в Юрмале, - зачитал в финале текст Сергей Николаевич. - Я вышел на побережье и увидел двух лебедей. Прежде я их тут не видел, но теперь-то знал, откуда эти лебеди…»

И пошло видеоизображение «Умирающего лебедя» в исполнении Майи, музыка звучала вживую – солировала на виолончели Гиедре Дирванаускайте, элегантно и скромно ей «подыгрывала» великая скрипка Кремера. Аплодисменты зала и вновь на экране Майя, уже в возрасте за 80 лет выходящая на сцену на бис под музыку «Кармен». Мы помним, как она двигалась в этом номере на сцене в Опере в 2007-м во время вечера «Аве, Майя!» - только руки, только поворот плечей и все это на высоких каблуках.

«Я позвонил Родиону Щедрину на девятый день, высказал свои соболезнования, - говорит Сергей Николаевич. – Он выслушал, а потом сказал: «А правда, Майя красиво ушла?»

Майя ушла действительно красиво. Ярая поклонница футбола, за день до ухода она сидела на футбольном матче в Мюнхене. Ей стало плохо, увезли в больницу. Рядом был Родион. Ее последние земные слова: «Родион, я тебя обожаю!» и через секунду она закрыла глаза навсегда.

Аве, Майя!

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное