Андрей Шаврей: Хворостовский и Гаранча в «Дзинтари» - рыцарь и королева пели о любви

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

В зале «Дзинтари» выступили две мировые оперные знаменитости, две звезды в своих «оперных весовых категориях» - выдающийся баритон Дмитрий Хворостовский и родившаяся в Латвии ведущее меццо-сопрано мира Элина Гаранча. То, что это будет хороший концерт, не сомневался никто, хотя многие знатоки, зная известные обстоятельства с Хворостовским, накануне искренне волновались – как это будет?

Три года назад мне действительно посчастливилось быть свидетелем чуда. Истинное чудо, как правило, невозможно запрограммировать, трудно отрепетировать. Это было в монастыре под Каунасом, где Хворостовский и его друзья давали концерт под открытым небом. Кстати, с этим же Каунасским симфоническим оркестром под управлением Константина Орбеляна, который сопроводил двух звёзд сейчас в «Дзинтари».

Тогда прямо накануне концерта зарядил сильный дождь и выступление отложили примерно на час. И это было весьма кстати, поскольку под занавес того концерта Дмитрий Хворостовский вышел и исполнил арию Вольфрама из «Тангейзера» Рихарда Вагнера. И вот тут вдруг совпало всё: великая музыка, выдающийся голос, звёздное ночное небо – получилось то самое чудо, «музыка сфер», во время которой действительно «мурашки по коже».

Или другой случай, на сей раз с Элиной Гаранчей, на сей раз весьма драматический. Это было в прошлом году, когда Элина давала концерт памяти своей мамы, профессора вокала Аниты Гаранчи в Латвийской Национальной опере. И вдруг накануне концерта стало известно, что ещё умер и отец её супруга, стоявшего в тот вечер за дирижёрским пультом Карела Марка Шишона. Это была такая неожиданная встряска и единение публики с артистами, что та же ария Далилы из «Самсона и Далилы» прозвучала совершенно особенно.

Сейчас было всё несколько по-другому. Если так можно выразиться, во всех смыслах это был светский концерт – президент Латвии Раймонд Вейонис с супругой в партере, артист Эммануил Виторган в компании с бизнесменом Александром Шенкманом, друг семьи Гаранчи маэстро Раймонд Паулс, многочисленные меломаны. И, конечно же, весьма и весьма богатые люди, для которых посещение знакового концерта – дань моде.

Всё смешалось, но в результате – «это было что-то с чем-то» (в хорошем смысле), как любит говорить наш выдающийся тенор Александр Антоненко. Смешение «десертных» популярных номеров из опер и оперетт с действительно первосортными блюдами.

Вечер открыл Каунасский оркестр. Кстати, очень достойный оркестр, о котором Хворостовский сказал: «Они не играют «через оттопыренную губу», как это иногда случается со многими большими мэтрами. С ними можно иметь отношения абсолютно адекватные. У них нет штампов в плохом смысле этого слова».

Начали с увертюры из оперетты Жака Оффенбаха под страшным названием «Орфей в аду», но во второй половине этой увертюры зазвучал знаменитый «Канкан» и местами среди публики наблюдался замечательный «эффект узнавания».

А потом… Потом началось! Под аплодисменты вышла наша Элина в роскошном платье и сразу же исполнила свой коронный номер - «Хабанеру» из «Кармен» Жоржа Бизе. Знакомое и прекрасное сочетание великолепного голоса с потрясающими внешними данными и артистическими способностями (два экрана на сцене в помощь). Кармен Элины, поющая о любви, и хитра, и прямодушна одновременно.

Вновь музыка Бизе – и сходу на сцену под аплодисменты вылетает Хворостовский , исполнивший куплеты тореадора. Статный, высокий и благородный – певец поначалу явно слегка волновался, вторя своему герою, призывавшему «Смелее в бой!» Голос – звучит! И чего это стоит артисту, можно лишь догадываться. Если бы не знать обстоятельства об озвученной год назад артистом его болезни, никто бы и не подумал о трудностях исполнения. 

Оркестр исполнил «Скоморохов» из оперы Петра Чайковского «Снегурочка», а затем Хворостовский спел балладу Томского «Однажды в Версале» из оперы Петра Чайковского «Пиковая дама». Ту самую историю про «Три карты, три карты, три карты». Ура - настоящее «хворостовское» звучание, благородная сдержанность и страсть.

Леонора из «Фаворитки» Гаэтано Дониццети – эту партию Гаранча будет петь осенью в Баварской опере, а ария – уже сейчас в «Дзинтари». После чего классическое произведение из репертуара Хворостовского – возвышенная ария Алеко из одноимённой оперы Сергея Рахманинова. Погружение публики в атмосферу спящего цыганского табора, о котором повествует опера и… лёгкое радостное возбуждение некоторых при строчке «Земфира неверна». Конечно, всё это не об эстрадной певице, но всё же…

Первое отделение завершилось дуэтом Ганны и Данило из «Весёлой вдовы» Франца Легара, первые звуки мелодии из которой публика встретила аплодисментами – этот дуэт стал своего рода визитной карточкой концертов Дмитрия и Элины. Лирическая мелодия, под которую отдыхали герои на курорте в кинофильме Висконти «Смерть в Венеции». Впервые за весь концерт - соприкосновение поющих, он берёт её за талию, танец. Аплодисменты! Антракт!

Второе отделение началось с увертюры к опере Винченцо Беллини «Норма». А затем пошло то, что нельзя прикрыть ни внешними эффектами, ничем – пошли сложнейшие арии из баритонального репертуара, лакмусовая бумажка для любого баритона. Ария страдающего Риголетто из второго отделения «Риголетто» Джузеппе Верди. Ария умирающего Родриго из «Дон Карлоса» того же Верди. И вот это не первый, а высший класс! Действительно бархатный и по-прежнему сильный голос. И не сыгранное напряжение – попробуйте спеть эти арии! Это же колоссальное напряжение - и прежде всего на голосовые связки и на голову. Овации!

Та самая Ария Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса. Модница Гаранча вышла в новом, ярко красном платье. И исполнила эту действительно божественную арию, одну из главных жемчужин мирового оперного репертуара так, что лучше только Кабалье и Образцова. Ария, в которой работают не столько «верха» голоса, сколько его «низы» - и вы погружаетесь в глубину переживаемых героиней певицы чувств. Прекрасно!

Под занавес концерта звучали три фрагмента из «Сельской чести» Пьетро Масканьи. Оркестр исполнил знаменитое «Интермеццо», затем Элина озвучила арию Сантуццы, потом в образе Альфио присоединился и Хворостовский. Зал аплодировал стоя.

Разумеется, были бисы. Элина пела «Сарсуэллу», знаменитую испанскую песню, в которой она демонстрирует свой прославленный, если можно так сказать, трюк – «горловое пение», с полуоткрытым ртом. «Хит сезона» - Хворостовский «порвал зал», исполнив «Очи чёрные».

И как довершение всего этого - дуэт Дон Жуана и Церлины из «Дон Жуана» Моцарта.  И тут всё о любви, как вы понимаете. Тут совпадает как раз всё – и сюжет, и образы, и жизнь, и слёзы, и любовь. Под последние звуки дуэта Элина хитро подмигивает залу и уводит возлюбленного за кулисы.

Хороший, очень хороший концерт. Он – настоящий рыцарь и боец, многое переживший и всё у него получается и будет получаться и далее. А она просто королева. Наконец, она просто красавица, что там скрывать – всем ясно. И замечательно, что концерты такого уровня у нас сейчас проводить возможно. Браво!

Кстати, а вы знаете, что совсем скоро, 18 сентября Элина Гаранча будет петь в Латвийском Национальном театре – под сопровождение Раймонда Паулса? Правда, все билеты уже проданы. А Хворостовский будет петь в Большой Гильдии – 2 ноября. Ждём!

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное