Шесть наиболее распространенных мифов об основании Латвийской Республики

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

«Провозглашение независимости Латвии прошло незамеченным», «Временное правительство было марионеточным», «Независимость была случайной»… Эти и другие мифы об основании Латвийской Республики опровергает историк Янис Шилиньш.   

1. Латвия получила независимость в результате случайных совпадений

«Создание независимой Латвийской Республики произошло в результате исторических совпадений и случайностей. Если бы Германия и Россия не потерпели поражение в Первой мировой войне и в обоих государствах не произошли революции, если бы в России не началась гражданская война и страны Антанты не выступили за право народов на самоопределение, Латвия не смогла бы провозгласить независимость».

Идея о независимой Латвии возникла не 18-го и даже не 17 ноября 1918 года, а намного раньше. Действительно, она не всегда была популярна в латвийском (в том числе латышском) обществе, однако уже летом 1917 года ситуация начала стремительно меняться. После сдачи Риги германской армии в сентябре, большевистского переворота в ноябре и роспуска Учредительного собрания России в январе 1918 года идею независимости поддерживало большинство латышских политических партий и общественных организаций. Не зря отдельные современники и историки считают, что независимость Латвии была провозглашена еще до 18 ноября 1918 года, ссылаясь на резолюции Латышского временного национального совета (ЛВНС) от 2 декабря 1917 года и 30 января 1918 года. Еще за неделю до 18 ноября 1918 года Великобритания де-факто признала ЛВНС правительством Латвии.

Таким образом, провозглашение независимости вовсе не было результатом случайных совпадений, и оно бы в любом случае состоялось при первой возможности.

2. Независимость Латвии провозгласила горстка непопулярных политиков

«18 ноября 1918 года независимость Латвии провозгласили 38 малоизвестных латышских политиков, представлявших 8 незначительных и непопулярных партий. Крупнейшая политическая сила – латвийские социал-демократы, или большевики, – в провозглашении Латвийской Республики не участвовала и независимость Латвии не признала».

Большинство из восьми политических партий, объединившихся в Народный совет Латвии, чтобы основать независимое государство, действительно не были многочисленными, а поддержка общества тем более была ничтожной. Однако этого нельзя сказать о двух крупных партиях – Латышском крестьянском союзе (ЛКС) и Латвийской социал-демократической рабочей партии (ЛСДРП). ЛКС участвовал во всех важнейших выборах 1917 года, происходивших на территории Латвии, и пользовался поддержкой 20–25 % избирателей. ЛСДРП, которая весной 1918 года отделилась от контролируемой большевиками Латвийской социал-демократической партии, несомненно, имела существенную поддержку среди латвийских рабочих. К примеру, об этом свидетельствовала победа партии на выборах в Лиепайскую думу, которые проходили в очень сложных условиях в январе 1919 года. Партия была хорошо организована, и на момент провозглашения независимости число ее латвийских членов в 2–3 раза превышало число большевиков. После окончания Войны за независимость (1918–1920 гг.) ЛСДРП победила на всех выборах в латвийский парламент.

Кроме того, в число людей, провозгласивших независимость Латвии, входил целый ряд известных политиков: председатель Центрального комитета ЛСДРП Паулс Калниньш, лидер ЛКС Карлис Улманис, бывший депутат российской Государственной думы Янис Залитис, бывший мэр Риги Густавс Земгалс, Янис Акуратерс, Атис Кениньш, Микелис Валтерс, Фрицис Мендерс и др.

3. Провозглашения независимости никто не заметил

«Провозглашение независимости Латвии 18 ноября 1918 года прошло тихо, в городе не было никакого ажиотажа, и большинство людей даже не заметили, что в этот день произошло важное историческое событие. Сообщение о провозглашении независимости жители восприняли довольно равнодушно, а некоторые – даже враждебно».

Торжественный акт 18 ноября был сравнительно масштабным мероприятием, особенно в условиях послевоенной Риги, где еще действовала немецкая оккупационная власть.

Организаторы изготовили 1200 приглашений, которые разделили поровну между различными представителями политического спектра. Свидетели торжественного акта говорят, что 18 ноября Рижский 2-й городской театр (ныне – Латвийский национальный театр), или Дом латышской оперы, был переполнен.

Помещения театра были выбраны именно потому, что ожидалось очень большое число участников и присутствующих. Известно, что в театре было около 800 сидячих мест, таким образом, общее число участников могло приблизиться к 1000 – это уже довольно много, тем более с учетом того, что мероприятие было организовано в спешке и выпало на воскресенье. Среди гостей в основном были представители интеллигенции (и множество студентов), но присутствовали и рабочие – ЛСДРП получила 400 приглашений.

О проведении торжественного акта 18 ноября сообщали все крупнейшие газеты Латвии, включая немецкую прессу, которые приводили довольно подробные описания этого мероприятия. СМИ опубликовали призыв к гражданам, в котором декларировался переход всей власти в руки Народного совета и сообщалось, что Латвия является самостоятельным, независимым, демократически-республиканским государством.

Нет никаких сомнений в том, что уже в первые дни после провозглашения независимости об этом узнало большинство жителей страны. Газеты сообщали о торжествах в нескольких рижских школах. Студенты вывесили возле Балтийской высшей технической школы (ныне – Латвийский университет) национальные флаги и выставили караул. Сразу после провозглашения независимости красно-бело-красные флаги появились и в других местах Риги, что еще больше подогрело ажиотаж среди населения.

За пределами столицы это событие также не осталось незамеченным. К примеру, есть сведения о торжестве посвященном провозглашению Латвийской Республики, в Валмиерском реальном училище, ради которого отменили три последних урока. Масштабное празднование состоялось в Лиепае, где на митинг возле церкви Св. Анны пришло несколько тысяч человек, в том числе множество рабочих. На митинге развевались национальные флаги, один из которых был поднят над домом Лиепайского латышского общества.

4. Народный совет и Временное правительство Латвии были марионетками Германии

«Временное правительство Латвии было марионеткой Германии, Карлис Улманис немец по происхождению, и Латвийская Республика была немецким проектом. Латвийское правительство финансировали немцы, и оно могло существовать только под защитой германской армии».

К моменту учреждения Латвийской Республики Германия еще не оправилась от Ноябрьской революции и не имела ясной политики для стран Балтии. Местные (балтийские) немцы пытались создать Балтийское государство, включающее в себя Латвию и Эстонию. Правительство этого «государства» (Регентский совет) продолжало работать до 28 ноября 1918 года. Отрицательное отношение к такому государственному образованию со стороны эстонцев и латышей, а также позиция стран Антанты не позволили немцам создать его на самом деле.

Правда, Латвийская Республика получила известную поддержку со стороны нового, «революционного» правительства Германии, а также советов местных немецких солдат и матросов. Немецкие солдаты в Латвии ожидали скорой отправки на родину и были заинтересованы в максимально быстром создании независимого государства, что освободило бы их от обязанности защищать эту территорию от вторжения коммунистов. Через неделю после создания Латвийской Республики Германия признала ее независимость де-факто.

Однако, несмотря на содействие со стороны правительства Германии, немецкие оккупационные власти препятствовали созданию нового государства. Задерживалась ликвидация органов оккупационной власти и передача их функций Временному правительству под руководством К. Улманиса, немцы отказывались вооружать латышские военные отряды, а после заключения соответствующего договора пытались затянуть его выполнение.

Действия Временного правительства Латвии тоже не наводили на мысль, что оно является марионеткой. Правительство К. Улманиса старалось установить тесные связи со странами Антанты (т. е. противниками Германии), как можно скорее перенять органы немецкой оккупации, а также отказывалось предоставить землю немецким солдатам, сражавшимся против большевиков, несмотря на их настойчивость. Стоит отметить, что поначалу Народный совет намеревался организовать торжественный акт 18 ноября в Рижском замке, где находилось верховное командование 8-й германской армии, чтобы поднять над ним латвийский флаг и символически продемонстрировать победу Латвии над оккупационной властью. Однако от использования Рижского замка пришлось отказаться, поскольку немцы категорически отказались спустить свой флаг, да и помещения оказались слишком тесными для столь масштабного мероприятия.

5. Народный совет и Временное правительство Латвии были марионетками Великобритании

«Если Временное правительство не было марионеткой Германии, то его члены являлись ставленниками Великобритании: эта страна де-факто признала независимость Латвии за неделю до официального провозглашения.  Великобритания хотела создать «санитарный кордон» между Германией и Россией, для чего сформировала Латвийскую Республику».

Великобритания действительно была заинтересована в ограничении распространения коммунизма, однако вплоть до лета 1919 года, когда был заключен Версальский мирный договор, ее приоритетом было не сдерживание Советской России, а давление на Германию, которая в любой момент могла возобновить военные действия. Именно поэтому Временное правительство Латвии вплоть до самого лета получало от Великобритании крайне ограниченную помощь в виде небольших партий оружия; кроме того британцы взяли под защиту своего флота кабинет министров Карлиса Улманиса, свергнутый немцами 16 апреля. Они не торопились налаживать связи с латвийским правительством, а также отказались использовать военные суда при защите Риги от Красной Армии в начале января 1919 года. Первый и единственный раз Великобритания и Франция задействовали свой военный флот в латвийских водах лишь в октябре-ноябре 1919 года, выступив против прогерманской армии Бермондта-Авалова. Английский флот потерял в этих боях несколько солдат.

Министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур официально признал независимость Латвии 11 ноября 1918 года, однако фактическим правительством в его глазах был не Народный совет, а его предшественник – Латышский временный национальный совет (ЛВНС).

Это неудивительно, поскольку с конца 1917 года ЛВНС старался поддерживать тесные связи с британскими и французскими дипломатами, кроме того, в 1918 году Великобритания оказала ЛВНС финансовую поддержку.  Однако признанный Великобританией ЛВНС не стал ни правительством Латвии, ни даже основой Народного совета, несмотря на то, что некоторые члены ЛВНС получили портфели министров.

6. После провозглашения независимости в Латвии началась гражданская война

«О том, что возглавляемое Карлисом Улманисом Временное правительство не представляло интересы большей части общества, свидетельствует то, что сразу после провозглашения независимости в Латвии началась гражданская война. Какое-то время в стране параллельно существовало целых три правительства. Это говорит о том, что ни местные немцы, ни коммунисты, которых поддерживали широкие слои населения, не одобряли создание Латвийской Республики.

Утверждение, что в Латвии в 1918–1920 годах происходила гражданская война, не соответствует действительности.

В конце 1918 года не существовало никаких предпосылок для начала гражданской войны. Кроме того, местных коммунистов в Латвии было не так много – порядка 800 человек. Для сравнения: в Латвийской социал-демократической рабочей партии, поддерживавшей создание Латвийской Республики, на тот момент состояло около 2500 членов.

Ситуация изменилась только после вторжения Красной Армии, когда вместе с советскими войсками Латвию наводнили тысячи коммунистов из России (в основном латыши). Латышские коммунисты сами признавали, что без помощи Советской Армии они не смогут организовать вооруженное восстание и перенять власть у Временного правительства.

Несомненно, и Германии, и Советской России было выгодно представлять то, что происходит в Латвии, как гражданскую войну, а не внешнюю агрессию, поэтому и немцы, и коммунисты пытались создать в ней псевдосамостоятельные государственные образования и политические структуры, которые, однако, были очень непопулярны в обществе, даже несмотря на гигантскую финансовую и военную поддержку.  Необходимость замаскировать свою агрессию также стала причиной того, что ни Германия, ни Россия формально не объявили Латвии войну, несмотря на то, что в 1920 году обе страны были вынуждены заключить с Латвийской Республикой мирные договоры. Таким образом, фактически они находились в состоянии войны с Латвией.

Официально Временное правительство объявило военное положение 11 февраля 1919 года и прекратило дипломатические отношения с Германией 25 ноября 1919 года. Таким образом, Латвия стала одним из немногих государств (а может, и единственным), которое одновременно воевало и с Германией, и с Россией, а также официально победило обе страны.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное