#LV99плюс Весь избирательный участок — в агитках большевиков

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Андрей Калниньш, 17 лет (родился 20 июня 1900 года).

Сын владельца садоводства в Цесисе. Идеализирует латышских стрелков и мечтает к ним присоединиться. Родители категорически против — в особенности мать (один ее сын, Мартиньш, погиб в Рождественских боях). Отец Андрея состоит в Латышском крестьянском союзе. В рамках проекта #LV99плюс Андрей ведет дневник и делает записи в Facebook.

Мое упорство принесло плоды. В конце концов удалось подвигнуть мать пойти проголосовать. Сперва ее немного успокоило, что в позавчерашнем* «Лидумсе»** написали об открытии Национального совета. Мы оба наконец узнали, что происходит в Валке. Газета подробно описала прошедшее четыре дня назад заседание Совета. В общем, все признали, что положение трудное. Но важно, подчеркнули ораторы, что нам надо вершить свою самостоятельную политику.

Великий писатель Карлис Скалбе сказал, что мы не должны смотреть на большевиков, потому что у нас больше дел с Антантой.

Д-р Гайлитис заявил, что нам надо формировать свою, самостоятельную ориентацию — не на Россию или Германию, а на Латвию. Все его мысли направлены на то, как создать автономную Латвию.

Сказал матери — смотри, как великие мужи за наше государство борются. Тебе тоже надо внести свою лепту. Мы должны показать наш настрой, нашу поддержку латышской идее. Мать же мои пламенные речи пропускала мимо ушей. Она больше обрадовалась, что в газете ничего не написали про аресты. Если заседание смогло собраться и еще все это через пару дней напечатать, то большевики никаких репрессий еще не проводили. Решающей в смягчении матери стала встреча со Скуиньшем, другом отца. Он был членом Латышской национально-демократической партии, в первые дни заседания совета даже был в Валке. Теперь же скорее вернулся в Цесис.

Скуиньш рассказал, что, вопреки беспокойству совета, большевики его стерпели. У матери для тревоги нет оснований. Ни одного из участников собрания не арестовали. В этом он уверен.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Мама немного успокоилась. Утром она пришла ко мне и спросила, не хочу ли я вместе с ней пойти голосовать. Я удивился, сказал, что в школу же надо. Но мама ответила: школу в такие важные моменты можно и пропустить. Придя на участок, она поделилась — никогда в жизни не думала, что могла бы голосовать. Политика раньше была в основном мужским делом. А этот год — сплошные выборы.

Около избирательного участка несколько стрелков агитировали за большевиков.

И весь участок устлан большевистскими агитками. Все праздничное настроение ушло, стало неуютно.

Но мама решилась и пошла проголосовать. Быстро сделав свой выбор, взяла меня под локоть и сказала, что надо быстро идти домой. Из-за атмосферы на участке мама снова захандрила. Теперь она начала беспокоиться, что отец так долго задерживается в Валке. Уж не случилось ли чего плохого.

(* 1917 год, 4 декабря. Запись в дневнике.)

** Lidums, партийная газета Латышского крестьянского союза

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное