#LV99плюс В Резекне новая власть, но что с того евреям?

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Сара Минц, 33 года (родилась 18 ноября 1884 года), вдова резекненского лавочника. Овдовев совсем недавно, растит трех детей и они — главная ее забота и тревога, хотя волнуется она и за двух своих младших братьев, воюющих в царской армии. Сестра Сары живет в Даугавпилсе. Сара пишет письма и ведет дневник. В рамках проекта #LV99плюс у нее также есть профиль в Facebook и она иногда участвует в Facebook-группе «Попасть в историю с Rus.Lsm.lv».

Фирочка*! Вы мне не поверите, но я надеюсь, что мы с вами дожились таки до порядка. Мне эти большевики поперек были горла: уселись к нам на шею, свесили ножки и совали свой нос в каждое дело — только не туда, куда их просили. Только не говорите, что они вам нравились, лучше спросите меня: «Сара, ты знаешь, что германца встретили с восторгом?».

И я вам сей же секунд отвечу: знаю и рот от удивления не открываю. Я все понимаю за наших людей.

Я и деток вывела поглазеть на иностранцев. Стройные такие мужчины, шлепают — в ногу, правда, и скоренько — на восток. Может, им там медом заранее намазали. Фирочка, даже не надо мне за любовь: я-то знаю, что после большевика кто угодно покажется писаным красавцем.

Вы таки слышали, что наши городские, извините, головы, которых большевики мучили и гоняли, как фараон Моше, наскребли снеди — и не просто так, а хлеб с солью.

Спросили бы они меня — я бы им мяса продала, если бы оно было.

Ой, Фирочка... Вы же знаете, что нас просто не могут таки взять и оставить в покое. Солдатики ушли — солдатики должны вернуться.

С востока и вернулись — только другие: бесцветные и сутулые.

Даже жалко их, молодые такие мальчики, молоко на губах не обсохло. Им гусей пасти и на речку бегать, а не таскать на себе а-му-ни-ци-ю.

А? Что вы, Фирочка, Советы германцев не побили, куда им. Русских привели, пленных.

Разбили на горстки, чисто телят, и повели — под конвоем.

И по нашей улице вели. Как — не видели!? Ах, дремали, Фирочка? Да, в вашем возрасте надо почаще... Я выспросила — пошлют в Ригу, там за них и решат.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Я-то, конечно, и рада. Германец — он порядок любит, Ordnung. Чтобы даже лошади в туалет по расписанию, и чтоб от того улицы чистые были.

Но, Фирочка, неспокойно мне. Вы же знаете, кто ко мне еще заходит, новостями-то делится — копейки не у всех есть, кто из дома что-то на обмен наскребет, кто слухов натащит, кто просто заглянет почесать языком за жизнь.

И вот у кого родня в Курляндии, стращают, что не райская жизнь под немцами. Они, мол, со своим порядком не только последнее зернышко из кармана вынут, а вместе с карманом отрежут аккуратненько. И расписку дадут, что отрезали.

Не большевистское дурачье, чтоб вокруг пальца запросто обвести.

(* 1918 год, 21 февраля. Дословная запись рассказа Сары пожилой соседке Фире.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное