#LV99плюс Подростковая шалость обернулась несчастьем

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Андрей Калниньш, 17 лет (родился 20 июня 1900 года).

Сын владельца садоводства в Цесисе. Идеализирует латышских стрелков и мечтает к ним присоединиться. Родители категорически против — в особенности мать (один ее сын, Мартиньш, погиб в Рождественских боях). Отец Андрея состоит в Латышском крестьянском союзе. В рамках проекта #LV99плюс Андрей ведет дневник и делает записи в Facebook.

Сегодняшнего дня* мы с нетерпением ждали с момента, когда Тощий показал свое сокровище. Наша конспирация была хорошо спланирована. Все должно было пройти как по маслу. С наступлением сумерек все собрались бы в замковом парке. Нас должно было быть четверо — я, Пчёл, Тощий и Янка-маленький.

Небольшой отряд, призванный исполнить свою военную задачу и успеть домой вовремя к праздничному ужину.

Но, конечно, всегда что-то идет не так. Тощий оказался не таким уж и хорошим хранителем секретов. Он давно хотел завоевать расположение двух хулиганов — Ешки Цируля и Пацана, персонажей, с которыми уважаемые родители своим отпрыскам водиться строго запрещают. Эта шпана всего-то на год старше, но уже несколько лет всем известна как отъявленные драчунов и возмутители спокойствия. Незадолго до революции они даже попали за решетку. Но теперь, когда советы пришли к власти, парни водят дружбу с солдатами и проворачивают какие-то мутные делишки.

Меня в дрожь бросило, когда я увидел, что хулиганы приближаются.

 Но они дружески поприветствовали Тощего — и беспокойство сменилось досадой. Что они тут забыли? Запланированное должно было стать нашим общим дружеским событием. Но Тощий позвал этих двоих бандюков. В тот момент я должен был уйти — так мне твердил разум. Но не хотелось выглядеть трусом — и по своему скудоумию я остался.

Для взрыва выбрали изгиб Гауи — там рядом нет ни домов, ни дорог. Тихое, конспиративное место. Но уже по дороге туда бравада и громкие голоса Пацана и Ешки привлекли к нам все внимание. Только они и говорили, Тощий лишь временами поддакивал.

Парни хвастались, как стреляли из пулемета, как закорешились с русскими солдатами и как крепкое словцо подсобляет от имени революции отнимать у фермерской буржуазии все, что сердце пожелает.

Мы — все остальные — хранили молчание.

У нас был ясный план: Тощий занимается процессом детонации, пока остальные отойдут за облюбованный для защиты от взрыва пригорок. Все было без сучка и задоринки спланировано и безопасно. Но теперь детонаторами занялись оба незваных компаньона. Они собирались взорвать по одной гранате.

К тому же, узнав о нашем плане скрыться за бугром, Пацан и Ешка заявили, что это несусветная трусость. И нам, как настоящим мужчинам, надлежит вместе стоять в ряд, чтобы лучше видеть взрыв. Пчёл было возразил, за что получил ощутимый тычок и издевки.

Но, несмотря на их возражения, мы оба не согласились рисковать и направились за пригорок.

Тощий и Янка маленький хотели этим двоим угодить и остались внизу. Это была роковая ошибка. Пацан размахнулся и бросил гранату. Как и ожидалось, взрыв задел всех, кто остался у пригорка, и через пару мгновений раздался полный боли стон. Если Пацан, Ешка и Тощий отделались испугом, то Янка маленький стал жертвой легкомыслия. Шрапнель попала ему в ногу, оттуда текла кровь.

Поняв, что случилось, Пацан и Ешка дали деру.

Остались только мы вчетвером со своим раненым другом. Пчёл пожертвовал свой шарф, которым обмотали ногу Янки — и понесли его обратно в город. Но куда податься в таком положении? Янка стонал, что отец ни в коем случае не должен его таким увидеть. Да и где найти врача в такое время? У всех на уме лишь празднование Нового года.

Тощий заявил, что у него решение есть. Он знает, где живет один из полковых санитаров. Отличный стрелок, Янку вылечит как пить дать. Не хотелось больше Тощему доверять, а куда деваться. Мы пошли сквозь укрытый тьмой город, прохожие взирали на нас с явным подозрением. Надеюсь, знакомые нас не заметили.

Дошли до какого-то деревянного дома, где, по словам Тощего, жил этот стрелок.

Тощий сам направился к дверям, а нам наказал ждать на другой стороне улицы.

Чуть погодя Тощий вышел и позвал — ведите, мол, Янку к дверям. Там нас ждал заметно выпивший мужчина в небрежно натянутой форме. Тощий сказал, чтобы отдали Янку и быстрей проваливали. Я замялся и тут получил резкий окрик: «Шевелись, мелочь, я тут не собираюсь с вами всю ночь возиться». Пчёл меня тоже подгонял. Когда перевалили Янку на Тощего, тот сказал, чтобы шли домой. Нечего тут смотреть.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Мы с Пчёлом тихо разошлись по домам.

Мать, меня увидев, чуть чувств не лишилась.

Оказалось, что вся одежда моя перепачкана Янкиной кровью. Отец сперва тоже перепугался. Но, когда догадался, что со мной все в порядке, тревогу и беспокойство его сменил гнев. Я получил основательную взбучку, выволочку и расспросы, что же произошло. Мое молчание вызвало еще более суровое наказание.

Новый год встречаю один в своей комнате, без ужина и в неведении о судьбе друга.

(*1918 год. 13 января. По старому стилю: 1917 год. 31 декабря. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное